Сохранять и зарабатывать: как новые финансовые продукты защищают состояния
Планирование наследия
Почти половину состоятельных людей в России (категория affluent, размер состояния от 4 млн до 60 млн рублей, данные Frank RG) составляют две возрастные группы: 46–60 лет (29%) и старше 60 лет (21%). Для одних это активный возраст, который не ограничивает инвестиционные намерения и позволяет рассчитывать на увеличение состояния. Опыт других указывает на необходимость, помимо инвестирования, озаботиться передачей состояния следующему поколению. В России и те, и другие, как правило, состоятельны в первом поколении. Это означает, что семейный — и исторический тоже — опыт преемственности собственности и управления состоянием в течение длительного времени отсутствует. Плюс к этому на отношение к организации передачи активов в России влияет табуированность темы конечности жизни. В вопросах инвестирования же состоятельные люди в России ценят ликвидность, надежность и возвратность прежде всего. Наследственное планирование помогает найти подходящие этим критериям инструменты для передачи состояний.
Выявление рисков, связанных с претензиями на состояние со стороны третьих лиц (родственников или кредиторов) или неполучением наследуемого из-за ошибок в юрисдикциях имущества и завещания, может занять неустановленное и непредсказуемое количество времени и требует участия юристов, специалистов по финансам, менеджеров. Предстоит проанализировать родственные связи с учетом очередей наследования, уделяя особое внимание наличию несовершеннолетних и нетрудоспособных детей, супругов, родителей и тех, кому регулярно поступает финансовая помощь от владельца состояния. Оценить правовой режим общего имущества супругов и риски неисполнения завещания. После этого — составить реестр своих активов. В него войдет текущее имущество и будущее (например, строящаяся недвижимость), которым наследодатель владеет и напрямую, и косвенно: через опционы и иными способами. И то, и другое должно быть правильно оформлено.
Кроме материальных, предстоит оценить нематериальные активы, их значимость для благосостояния и возможности передачи наследникам. Сюда относятся личные неформальные договоренности, связи, авторитет, талант, «негласные» ресурсы. Затем — долговые обязательства и риски для наследственного имущества, в частности по оспариванию сделок.
Что ждет наследников
Современные инструменты передачи состояний — это завещание, наследственный договор, наследственный фонд и инвестиционный портфель. У каждого свои преимущества и недостатки, которые практически не компенсируют друг друга.
Так, завещанием можно определить круг получателей, но оно не дает гарантированной защиты от судебных споров за наследство по иску несогласных. Более 70% таких дел истцы проигрывают, тем не менее есть и другие сложности. На вступление в наследство требуется шесть месяцев, в течение которых семья не имеет доступа к активам, что создает риск снижения уровня жизни. Кроме того, на наследуемое по завещанию имущество могут претендовать и кредиторы.
Наследственный договор тоже определяет получателей, но только того имущества, которым наследодатель владеет на момент составления. Собственник может им распоряжаться, но для наследников это, скорее, минус. Наследственный фонд защищает от посягательств кредиторов, предотвращает раздел бизнеса и нивелирует риски прерывности управления капиталом. Но удобство инструмента ограничивают его новизна и минимальная практика применения, а также отсутствие механизма защиты от злоупотреблений со стороны управляющего фондом.
Брокерский портфель можно создать в интересах каждого из наследников, если речь о передаче капитала, но для этого нужно уведомить того, в чьих интересах он создается, что не всегда удобно наследодателю. К тому же основатели состояний часто не готовы переводить значительные активы на членов семьи из-за сомнений в сохранении качества управления.
«Управляемый капитал» — программа страхования с инвестиционным доходом, с которой можно размещать средства в различные классы активов. Доходность не облагается повышенным НДФЛ в 15%, а налоговая база снижается на размер ключевой ставки ЦБ за каждый год действия договора. Плюс выплата по страховым случаям не облагается НДФЛ.
Важное преимущество «Управляемого капитала»: пока деньги вложены в полис, они не являются имуществом клиента, а потому не попадают в споры, в результате которых может быть взыскано, конфисковано, арестовано или поделено (например, при разводе) имущество1. Полис неделим и защищает деньги от претензий третьих лиц, в частности кредиторов. Владелец может назначить выгодоприобретателем по договору любого близкого человека. После наступления страхового случая деньги ему поступят в течение месяца.
Минимальный взнос стартует от 1,5 млн рублей. Через год после заключения договора в «Управляемый капитал» можно внести дополнительные денежные средства. Страховой полис можно не только пополнять, но и частично или полностью выводить из него деньги, например, инвестиционный доход, за минимальную комиссию2.
По аналогии с ПИФами, в «Управляемом капитале» есть юниты — это управляемая часть портфеля, который страховая компания покупает для клиента. Доход формируется за счет изменения котировки юнита, которая определяется динамикой инструментов, входящих в портфель. Он растет не только за счет увеличения стоимости бумаг, но и при поступлении дивидендов от акций и купонных доходов по облигациям. Изменения цены юнита удобно отслеживать в личном кабинете Сбербанк Онлайн или на сайте страховой компании.
В списке важных преимуществ «Управляемого капитала» также прозрачность инвестиций и качество управления, так как регулярной ребалансировкой портфеля занимаются опытные управляющие. А клиент раз в квартал может поменять инвестиционную стратегию уже через год после заключения договора.
В линейке представлены три портфеля, которые отличаются по уровню риска: консервативный, умеренный и умеренно агрессивный — с соответствующим перевесом в сторону облигаций или акций. Портфели собраны из ESG-активов с учетом растущего спроса на ответственное инвестирование со стороны клиентов. Эмитенты бумаг входят в Индекс Мосбиржи — РСПП «Вектор устойчивого развития российских эмитентов, полной доходности» (MRSVRT). Это могут быть и другие компании, соблюдающие принципы ESG при ведении бизнеса. Комиссии за управление не превышают 2% и зависят от уровня риска выбранного портфеля.
Успех передачи
Будущее благосостояния, особенно если речь о бизнесе, зависит не только от детальности проработки рисков. Инструмент, упрощающий наследственное планирование, — главная предпосылка успешной передачи состояний. В нем важны сразу несколько качеств — это доходность, гибкость и надежность. Комбинированный продукт, такой как «Управляемый капитал», обладает каждым из этих качеств. Плюс к этому он имеет высокий потенциал доходности и позволяет выбирать направления для инвестиций. Управлением занимаются профессионалы, но у клиента остается полный контроль всех процессов, так как за динамикой стоимости можно следить онлайн. Сумму договора можно пополнять, а заработанное выводить. Уникальное сочетание страховой и инвестиционной частей «Управляемого капитала» позволяет клиентам не только организовать передачу капитала, но и уверенно зарабатывать на будущее семьи.
Справедливо утверждать, что с наследованием капитала впервые столкнулось первое поколение молодой России. Такие продукты, как «Управляемый капитал», могут служить рабочим ориентиром в деле грамотного управления личными финансами.
1 Вывод сделан на основании судебной практики, известной страховщику
2 После 5 лет комиссия за вывод не взимается