От берега до «Беринга»
— В разгар навигационного сезона судоходные компании оказались без зарубежных электронных навигационных карт, причина в прекращении поддержки картографического сервиса иностранными компаниями. Однако, судя по вашему стенду, все не так плохо. На каком этапе находится проект по разработке электронных навигационных карт?
Алексей Катков: На самом деле проблемы на рынке навигационных систем и карт начались задолго до той ситуации, которая сложилась сегодня. Однако в течение последних лет мы работали над формированием Единой коллекции электронных навигационных карт водных путей России. И к моменту отключения страны от глобальных систем у нас уже были собственные разработки экосистемы морских интеллектуальных решений для навигации и автономного судовождения. Разумеется, ситуация выглядит довольно остро, но думать, что мы все потеряли, не стоит.
Николай Пожидаев: Наши решения должны были конкурировать с иностранными продуктами, но получилось иначе: сегодня мы единственные, у кого есть решения такого уровня, как наша разработка «Беринг». Очень упрощенно говоря, это система, которую видит перед собой непосредственно капитан, именно она и позволяет безопасно и эффективно провести корабль из точки А в точку Б.
Электронная картографическая навигационная информационная система «Беринг» (ЭКНИС «Беринг») — программно-аппаратный комплекс для широкого круга навигационных задач и обеспечения навигационной безопасности плавания.
Программно-аппаратный комплекс написан на отечественном стеке и работает под управлением отечественной операционной системы Astra Linux. Все компоненты разработаны с учетом использования сервисов электронной навигации. Унификация программных компонентов позволяет интегрировать систему в любой тип судов с минимальными затратами для судовладельцев.
— На российском рынке уже есть компании, занимающиеся аналогичными разработками. В чем же заключаются конкурентные преимущества «Беринга»?
А. К.: Прежде всего, все эти компании государственные, они занимаются технологиями для стратегического судостроения. Но если речь идет о гражданском, то в России у нас практически нет конкурентов. Система позволяет работать со всеми современными электронными картами, обеспечивает отображение радарного видео и изображения с камер видеонаблюдения, а также автоматический мониторинг технических средств судна.
— На какой стадии находится «Беринг» сегодня и когда система поступит в эксплуатацию?
Н. П.: «Беринг» уже прошел все тестовые испытания, актуальная стадия — постановка в регистр на соответствие российским и международным нормам. В течение ближайших месяцев этот процесс завершится. По его окончании оператор любого корабля, любой судовладелец сможет купить нашу систему и установить ее на судно. Переговоры с потенциальными клиентами уже ведутся, заинтересованы порядка 30 заказчиков. В перспективе они будут либо менять старую систему на судне и устанавливать заново нашу, либо оборудовать «Берингом» новые суда.
— Возникает вопрос: почему судовладельцы должны менять то, что и так неплохо работает? В чем заключаются конкурентные преимущества «Беринга»?
Н. П.: Не все решения, которые есть на рынке, позволяют осуществлять такой широкий спектр сервисов, какой доступен «Берингу». Он позволяет иметь на борту целый «маркетплейс» сервисов: экипаж может запросить специальную связь, получить прогноз ледовой обстановки или загрузить нужные карты. В зависимости от того, где находится судно, экипаж может получить фактически любой необходимый сервис — в этом и заключается главное конкурентное преимущество нашей системы.
— Насколько доступна будет система для судовладельцев?
А. К.: На самом деле она недорогая. Западные аналоги стоят дороже, а приобрести и установить их сейчас судовладельцам стало довольно сложно.
— В какой срок планирует окупить вложенные в разработку средства сама Sitronics Group?
Н. П.: Рассчитываем на перспективу трех лет после старта продаж. Цикл разработки был быстрым, не более двух лет, притом что делали мы все с нуля. В перспективе планируем «покрыть» этой системой всю отечественную индустрию судовождения.
По сути, Sitronics Croup занимается сегодня апгрейдом всей транспортной логистики России: от системы управления судами мы пришли к системам типа «Беринг», автономному судовождению, е-навигации и спутникам. Таким образом, наши решения, будучи собраны в единую цепочку, обеспечивают эффективность и безопасность при речных и морских перевозках.
Шаланда на автопилоте
— Система автономной навигации собственной разработки, позволяющая управлять судном с берега или переводить его в полностью автономный режим, — еще одно направление, которое активно развивает Sitronics Group. На какой стадии находится разработка технологии?
А. К.: На данный момент компанией Sitronics KT созданы техническая и программная части комплекса систем для автономного судовождения. За год было проведено 28 успешных рейсов для испытания разработки. В частности, в конце июня в акватории порта Туапсе мы провели деморейс шаланды «Рабочая», технического судна «Росморпорта», продемонстрировав обновленные системы для автономного судовождения заказчику. Поясню, что маршрут прокладывает капитан, а реализует его непосредственно система: анализирует обстановку, при необходимости изменяет обороты вращения двигателей и углы поворота рулевых механизмов. Наблюдение за работой шаланды и дистанционное управление осуществлялось с пульта дистанционного управления в санкт-петербургском офисе Sitronics KT, с расстояния 1800 км. В режиме реального времени оптическая система транслировала с судна изображение 360 градусов.
Самое интересное началось, когда судно «Капитан Рыбаков» создавало на маршруте шаланды «Рабочая» различные ситуации, в том числе пересекая траекторию ее движения. Автономная навигационная система шаланды успешно идентифицировала ситуации и автоматически строила маневры расхождения.
— С деморейсом все понятно. Есть ли другие примеры?
Н. П.: Технологией автономного судовождения оборудованы три судна коммерческого флота компаний «Росморпорт», «Пола Райз» и «Совкомфлот». Таким образом решение проходит опытную эксплуатацию в реальных условиях и готово к коммерческому внедрению.
— Суда каких заказчиков планируется оснастить системой в первую очередь?
Н. П.: Мы уже заключили контракт на оснащение системами автономного судовождения паромов «Росморпорта» маршрута Усть-Луга — Калининград. Это суда «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский». Всем этим паромам будет присвоен класс «морское автономное или дистанционно управляемое судно» (МАНС). Потенциально эта технология интересна и «Росатому» для развития Северного морского пути.
Пока речь идет о грузовых судах, но мы разрабатываем решения и для рек: со временем в речных акваториях также будут активно развиваться пассажирские перевозки на автономных судах.
Тут важно понимать, что мы не просто разрабатываем системы, а меняем важнейший элемент принятия решений. Поэтому, скорее всего, мы пойдем по пути участия в проектах судостроения и эксплуатации судов: возможно, будем входить не только технологиями, но и капиталом.
— Другими словами, вы предполагаете предустановку вашей системы на суда от российских производителей?
Н. П.: Да, мы рассматриваем возможность установки нашего программно-аппаратного комплекса, электронной картографической навигационной системы на часть новых отечественных судов. Сегодня это направление находится в активной проработке, раскрывать подробности еще рано.
«Главный тренд цифровизации транспортной отрасли — исключение человеческого фактора»
— Как можете оценить долю цифровых технологий для транспортной отрасли в портфеле Sitronics Group?
Н. П.: Два года назад, когда мы только начинали развивать это направление, доля этих разработок составляла 5% портфеля, а сегодня это уже порядка 20%. Наибольший процент выручки приносят системы судовождения.
— Можете назвать крупнейших заказчиков?
Н. П.: Самый крупный — корпорация «Росатом» и ее федеральный проект «Северный морской путь», для которого на основе наших решений разрабатываем сервисы обеспечения безопасного судовождения.
— На какой эффект от установки системы могут рассчитывать заказчики?
А. К.: Прежде всего, эксплуатация системы значительно снижает нагрузку на диспетчеров и экипаж. Наиболее корректно сравнение с самолетом: современные лайнеры летают по заданным курсам, в штатных ситуациях экипаж выполняет функции взлета и посадки. Подобный подход можно отнести и к судовождению: швартовка-отшвартовка выполняется командой, в остальное время судно вполне может управляться автономно.
— А если речь идет о загруженных речных акваториях?
Н. П.: Наличие беспилотного оборудования и автономного судна там крайне необходимо — именно оно и сводит к минимуму риск ошибки, влияния человеческого фактора, на который сегодня приходится до 90% происшествий. Главный тренд в цифровизации транспортной отрасли — исключение человеческой ошибки из процесса принятия решения.
«Будущее судостроения за беспилотными электрическими судами»
— Sitronics Group в перспективе планирует оснащать автономной системой и суда для речных акваторий, а какие тренды сейчас в этом направлении судоходства?
А. К.: Уверен, что электрические суда — это вопрос не только транспорта, но и перехода на другие виды энергии, более безопасные, чистые и эффективные. Пока этот мировой рынок свободен, на данный момент примеров реально работающих электрических судов единицы. Одно из таких судов функционирует, например, в Амстердаме. Что до нас, не так давно Sitronics Group приобрела у компании «Эмпериум» небольшое электрическое судно: оно необходимо для того, чтобы отработать процессы автономного судовождения на реке.
Принцип работы электрического судна выглядит следующим образом: ночью батарея заряжается по самому дешевому ночному тарифу, после чего 12 часов судно может ходить без остановки. В северных городах и сложных локациях такие суда можно будет использовать как электростанции: после того как судно отходило короткий летний сезон, в последующий длительный зимний период его батарея может работать как генератор, отапливая целый поселок. То есть по тому же принципу, что и Tesla, что работает ночью как кондиционер.
— И все же как можете охарактеризовать потенциал такого типа судов?
А. К.: Прежде всего, экономичность. Для сферы перевозок этот фактор имеет исключительно важное значение: общеизвестно, что суда на подводных крыльях тратят огромное количество топлива. Именно поэтому немногие российские города могут позволить себе современный флот, который ходит на регулярной основе. С точки зрения шума электрические суда максимально комфортны, в отличие от обычных судов, на нижних палубах которых невозможно общаться из-за гула двигателя.
Высокая экологичность — еще одно ключевое преимущество электрического транспорта. В особенности это актуально для городов, расположенных вдоль крупных рек, например Нижнего Новгорода, Волгограда или Самары.
— Для того чтобы технологии работали корректно, необходимы данные. Как вы их получаете в нужном объеме?
А. К.: В 2021 году Sitronics Group купила компанию по разработке и производству нано- и микроспутников «Спутникс». Сейчас готовы к запуску несколько космических аппаратов, которые будут доставлены на орбиту с ближайшим запуском носителя «Роскосмоса». С их помощью в этом году нами начнется отработка автоматической идентификационной системы судов. Также спутники можно будет использовать и для приема данных с IoT-датчиков.
В производстве находятся еще 12 аппаратов, которые отправятся в космос немного позже. Таким образом, у нас появится собственная спутниковая группировка, она обеспечит минимальные потребности в навигации уже через год, а через три мы сможем закрыть потребности большинства российских потребителей.
— Полученные данные могут быть полезны не только вам. Что еще планируете делать с такими гигантскими массивами информации?
Н. П.: Рассматриваем возможность предоставлять данные различным государственным и бизнес-структурам. Наши данные могут помочь реализации умного города, экомониторингу, измерению толщины льда в онлайн-режиме, автономному судовождению, участникам проекта «Северный морской путь», одним словом, решению задач самого широкого спектра.
Мы работаем в период, когда для нас открывается абсолютно новое окно возможностей: корабли, оснащенные отечественным софтом, включая беспилотные технологии. Свои береговые системы и спутниковая группировка. В итоге Россия будет обладать полностью независимыми технологиями. Ведь можно до бесконечности работать над повышением эффективности и снижением затрат, но ключевые изменения может дать только смена подхода — цифровизация.
Что такое Sitronics Group
Российская IT-компания Sitronics Group входит в группу АФК «Система». Реализует цифровые проекты для бизнеса и государства, занимается внедрением комплексных решений для умного города, безопасности и транспорта, цифровизацией стратегических отраслей экономики, судоходства, морской навигации, производит спутниковые компоненты и платформы малых космических аппаратов, IT-оборудование под собственной маркой, предоставляет спутниковые данные и оказывает услуги цифрового мониторинга, разрабатывает IoT-системы и программное обеспечение.
* Информационная поддержка