Почему способность быстро пересобирать бизнес-модель — самая дефицитная компетенция
Мы поговорили с исполнительным директором Центра цифровой трансформации Николаем Верховским, академическим директором программы курса Executive Product Management от Яндекс Практикума и Школы управления СКОЛКОВО, как системный продуктовый подход повышает устойчивость бизнеса в условиях неопределенности.
— Должность CPO, Chief Product Officer, в российских компаниях появилась не так давно. Насколько я понимаю, это дорогой специалист. Как наличие профессионального CPO поможет компании сохранить эффективность сегодня?
— Смысл позиции CPO состоит в том, чтобы строить и развивать бизнес-модель. CPO отвечает за управление продуктовым портфелем в рамках одного направления (например, кредитные или инвестиционные продукты в случае с банком). Иногда CPO назначают на управление одним сложным продуктом, например, мобильным приложением. Фактически CPO отвечает на вопрос: как заработать на том или ином продуктовом направлении? Для компании имеет смысл относиться к найму профессионального CPO как к инвестиционному проекту. То есть по функции CPO должен зарабатывать деньги за счет выстраивания бизнес-модели, а значит, все затраты от него возвратны.
— Кому сейчас актуальны знания, которые можно получить на курсе, и почему?
— Инструменты и понятия, которые осваивают участники курса, актуальны для Product Owner, который хочет сделать следующий шаг в карьере; для руководителя бизнес-направлений; для разработчика технологических сервисов.
Актуальность прохождения программы сейчас особенно высока, поскольку во время экономической турбулентности именно способность быстро пересобирать бизнес-модель под меняющуюся ситуацию — самая дефицитная компетенция. Этот навык востребован и в существующем бизнесе, и в возникающих как новые точки роста продуктовых направлениях для компаний, которые изначально не были цифровыми. Тот, кто умеет зарабатывать в эпоху перемен, — ценный актив для них.
— Насколько я знаю, ваша программа прикладная. Можете рассказать подробнее, как она устроена и чему на курсе учат?
— Мы берем на курс Executive Product Management специалистов с уже имеющимися продуктами и проектами, так что работа ведется не на выдуманном кейсе. Курс построен как практикум по пересборке бизнес-модели. Он состоит из нескольких модулей:
- определение позиции CPO, его целей, средств и объекта;
- анализ ситуации с текущей бизнес-моделью — как системный контекст влияет на ее эффективность, какие тенденции (черные лебеди) могут ее разрушить, какие есть возможности;
- проблематизация — распаковка и формулирование глубинных проблем бизнес-модели, почему она обречена, что в ней фундаментально не работает;
- изменение бизнес-модели так, чтобы она снимала фундаментальные проблемы и открывала новую перспективу;
- формирование организационного проекта реализации бизнес-модели, редизайн бизнес-процессов под новую бизнес-модель, построение дорожной карты изменений;
- формирование команды и системы управления изменениями, работа с людьми.
На каждом модуле есть методологическая часть, где мы вводим ключевые понятия: продуктивное действие, системное мышление, проблема, трансформация объекта, организационный проект. Вторая часть курса — разбор ключевых инструментов работы CPO: канва бизнес-модели, дерево метрик, лин-канва продукта (шаблон для построения бизнес-модели. — Прим. ред.), тренд-вотчинг, метод оценки рисков, 5 сил Портера, канва организационных изменений и т. д.
Третий блок курса — непосредственная практика трансформации своей бизнес-модели с использованием понятий и инструментов, выданных на программе. Задача участника — пройти «путь героя», трансформирующего бизнес-модель, и собрать под «свою руку» уникальный состав понятий и инструментов, обкатанных на практике.
Все это сопровождается упражнениями, материалами, индивидуальным менторством и множеством подробных материалов, собранных в постоянно развивающийся электронный учебник. В рамках модулей, пройденных на курсе ранее, у нас уже родились новые бизнес-модели в образовании, для вендора софта, для банковских продуктов, для логистики и т. д.
— Если владелец бизнеса осознал, что ему нужен человек, способный пересобрать бизнес-модель, то по каким критериям ему стоит выбирать CPO сегодня?
— Прежде всего надо помнить, что CPO — это внутренний предприниматель, и потому искать его стоит скорее среди тех, у кого есть опыт работы со сложными цифровыми стартапами.
Это человек, ориентированный на развитие, а значит, способный собирать команду творческих людей и управлять ею, что совсем непростая задача. Особенно сложно обеспечить ее четкий ритм и последовательность исполнения в условиях постоянной неопределенности.
— Насколько получение профессиональных навыков CPO будет актуально в дальнейшем? Как вы видите развитие рынка и потребность в тех, кто умеет управлять портфелем продуктов, на ближайшие несколько лет?
— Тут все просто: спрос на таких специалистов будет только расти, основная причина — углубление процесса цифровой трансформации в разных индустриях. Компании-лидеры закончили этап инфраструктурного развития и теперь начинают процесс серийного запуска цифровых продуктов, которые должны принести деньги и окупить вложения в инфраструктуру. Это потребует тех, кто может управлять продуктовым портфелем.
Еще один важный процесс — компании создали много решений-прототипов, у которых даже есть доказанный экономический эффект. Но проблема этих решений — воспроизводимость и масштабируемость. CPO как раз отвечает за эти процессы. Но подготовленных людей, способных решать такие задачи, немного. Так что выпускники курса точно будут востребованы.
Информационная поддержка
16+