Метод проб и ошибок: что сейчас делает малый бизнес

Автор
Редакция спецпроектов
Рубрика
Кейсы

Что делать в новых условиях, когда привычные инструменты продвижения исчезают, поток клиентов уменьшается, а цены быстро меняются? Вместе с Яндекс Бизнесом мы опросили предпринимателей из разных сфер малого бизнеса — и вот что они нам рассказали.

С конца февраля поток гостей в казанском отеле «Дон Кихот» резко сократился из-за резкой отмены групповых броней. В начале марта международные онлайн-сервисы бронирования остановили работу в России, и отель оказался фактически пустым. А когда Instagram (Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией. — Прим. ред.) заблокировали на территории РФ, привычных связей с потенциальными клиентами осталось совсем немного.

«Мы провели мозговой штурм и начали действовать, — делится владелица отеля «Дон Кихот» Дарья Ожигина.

Когда рушится привычная система, никто не научит тебя тому, что делать, а слишком вдумчивая аналитика оказывается менее эффективной, чем метод проб и ошибок.

Дарья Ожигина
«Дон Кихот»

Мы так активно взялись за поиск и разработку новых каналов связи и бронирования, что уже можно сказать: апрель-2022 в итоге окажется более прибыльным, чем прошлогодний».

С какими вызовами столкнулся российский малый бизнес весной 2022 года и какие решения находит, рассказывают предприниматели из разных городов.

Бешеные цены: смирить или смириться

Санкт-Петербургский ресторан «Taste It Пицца&Паста» использует итальянскую муку, томаты и другие импортные продукты. В марте цены выросли на все, а на некоторые позиции — в 4 раза. Кроме того, у поставщиков возникли сложности с оплатой и доставкой продуктов и вин из Европы.

«Мы ищем российскую альтернативу продуктам, но с винами ситуация сложнее», — говорит владелец ресторана Виктор Шурыгин. Некоторые европейские вина пришлось включить в стоп-лист, а альтернативу им ищут среди грузинского, армянского и абхазского алкоголя.

«Если будет дефицит, рассмотрим возможность перехода на пиво, хотя и с хмелем в России сейчас проблемы, — отмечает Виктор. — Будем смотреть, что менять». По словам предпринимателя, гости ресторана не готовы к повышению цен даже вдвое, поэтому стоимость блюд выросла всего на 10−15%, а маржинальность бизнеса существенно снизилась.

В некоторых сферах, например автосервисной, клиентов не смутил рост цен. Так, в краснодарском автоцентре Mobistar, который специализируется на установке аудиосистем, шумоизоляции и сигнализации, март оказался богат на заказы. «За март цены на отечественную автосигнализацию выросли на 30−40%, а на некоторые бренды аудиосистем и дополнительной электроники, например камеры, даже в 2 раза, — рассказывает директор автоцентра Олег Степанов. — Тем не менее спрос на установку сигнализации у нас в марте вырос вдвое, что для весны необычное дело. Обычно люди устанавливают сигнализацию с наступлением холодов, отчасти ради сервисных функций — автозапуска и подогрева».

Ремонт автомобилей в Mobistar

В Mobistar также ждали весеннего спроса на установку аудиосистем, но и их черед придет, просто немного позже. «В ближайшие месяцы точно будет спрос на обновление оборудования в автомобилях, так как никто не знает, что будет дальше с ценами и поставками импортных микросхем и других комплектующих», — считает Олег.

Часть бюджета предприниматель планирует вложить в рекламу и в июне продлить Рекламную подписку от Яндекс Бизнеса, которая уже хорошо себя показала и за год повысила поток клиентов на 20−30%.

Где и как находить клиентов

С запретом рекламы в Google, блокировкой нескольких соцсетей и приостановкой работы «Тик-Тока» в России малый бизнес лишился привычных каналов продвижения.

Столичное «Ателье лаборатория» вместо весеннего наплыва посетителей столкнулось с оттоком клиентов. «Опираясь на неплохие итоги прошлого года и статистику по весенним продажам наших услуг и пошиву одежды из собственной коллекции naCHalo, я рассчитывала в апреле выпустить новую коллекцию, а к концу года открыть несколько филиалов в Москве, — говорит владелица ателье Елена Чалова. — Сейчас планы по масштабированию отложены, но я рассчитываю, что спрос на услуги ателье в кризис вырастет: об этом говорят многие эксперты фэшн-индустрии».

Благодаря рекомендациям коллег Чалова открыла маркетплейсы как эффективный инструмент для продажи готовой коллекции одежды. На прошлой неделе она разместила информацию, и уже появились первые покупатели.

Все это подтолкнуло Елену еще и к открытию курсов кройки и шитья при ателье. Они будут работать скорее на промо бренда и ателье, но это тоже источник дохода и новый вид занятости для мастеров. «Мне важно сохранить команду, которая сложилась за 10 лет, поэтому сейчас я ищу применение талантам наших мастеров, — говорит Чалова. — У нас, например, работает мастер-конструктор, которая преподает в вузе дизайн и историю узора. Она консультирует заказчиков, когда требуется подобрать сложную ткань. Теперь я хочу привлечь ее к мастер-классам при ателье».

Дарья Ожигина, владелица казанского отеля «Дон Кихот», наоборот, нашла работающие площадки бронирования вопреки рекомендациям коллег. «У московских отельеров рабочей площадкой стал сервис „Авито“, — говорит Ожигина. — Я пробовала все подряд, и у нас неожиданно сработал TVIL.ru. За 10 лет, что я занималась сначала хостелами в Москве, а потом отелями в Казани, с этой площадки ни разу не приходила бронь. А сегодня приходит по 4−5 в день».

Собственные ресурсы отеля, как оказалось, тоже нуждаются в доработке. «Дон Кихот» вложился в свой сайт, чтобы превратить промостраницу в полноценную платформу для бронирования. Потом внедрили CRM-систему: она позволила не только автоматизировать процессы, но и понять, в каких случаях заявки не переходят в бронирование, а также наладить удобную для клиентов коммуникацию.

Я думала, что все это очень сложно, и откладывала на потом. Но кризис заставляет человека действовать здесь и сейчас. Вложиться пришлось, зато у нас появились эффективные рабочие инструменты. Я считаю это оптимизацией.

Дарья Ожигина
«Дон Кихот»

Казанский отель перенаправил освободившиеся рекламные бюджеты в геосервисы. Дарья Ожигина признается: «Все доступные ресурсы развиваются, надо просто изучать их новые возможности. Я, например, только сейчас заметила, что в Яндекс Картах можно публиковать сторис. И это надо использовать, пусть даже конверсия увеличится не сразу, нужно вкладываться во все диджитал-каналы».

По мнению владельца Taste It Виктора Шурыгина, хороший канал продвижения и поиска новых клиентов — Яндекс Бизнес: «Не требуется нанимать специалиста или самому разбираться в рекламных настройках. Сервис запускает рекламу автоматически на тех площадках Яндекса, где есть наши потенциальные клиенты, в том числе в Поиске и Картах. Это эффективно работает на привлечение тех же туристов, которых среди наших гостей около 50%. Они часто ищут «где поесть» в Яндекс Картах, поэтому нам важно не только иметь хорошие отзывы и высокий рейтинг, но и быть одними из первых в выдаче и выделяться ярким «пином».

Бесплатным и при этом рабочим каналом Шурыгин считает сарафанное радио. Правда, только в том случае, если компания работает над брендом и репутацией, делает качественный продукт. «Мы же видим, что гости приходят к нам во второй раз и приводят друзей, — говорит ресторатор. — Поэтому сегодня нам важно сохранить хорошее качество блюд и высокий уровень сервиса».

Вообще путь среднестатистического пользователя в сети прост и понятен. Он открывает профиль заведения в Поиске или Картах, изучает меню, интерьер, читает комментарии посетителей и действует рационально по принципу «посмотрел, сравнил, выбрал».

Виктор Шурыгин
«Taste It Пицца&Паста»

Предприниматели рассчитывают, что в ближайшие месяцы сохранившиеся и новые каналы продвижения смогут предложить бизнесу широкие возможности. Но сейчас главное — не ждать, а активно действовать. Как говорит Дарья Ожигина, кризис — это время роста и поиска новых стратегий.