Инновации коммуникаций: как изменится рынок корпоративного софта

Автор
Редакция спецпроектов
Рубрика
Возможности

Уход западных технологических платформ трансформирует российский рынок. Какие конкурентоспособные решения и инструменты для корпоративных коммуникаций готовы предложить отечественные вендоры?

Мировой рынок ПО для бизнес-коммуникаций ждет стремительный взлет: уже к 2026 году он может достичь показателя в $ 1,6 трлн. По оценкам разработчика приложения для управления бизнесом tada.team, потенциальный объем российского рынка достигает 25,5 млрд рублей.

Такой софт помогает сотрудникам обмениваться информацией — проводить конференц-колы, делиться документами, делать новостные рассылки, а также ставить задачи и отслеживать их статус.

Неудивительно, что глобальная бизнес-практика переживает новый тренд — отказ от корпоративных порталов в пользу решений на основе коммуникационных платформ, делает вывод аналитическая компания Forrester. Именно интранет-платформы большинство респондентов назвали самым полезным решением и для себя, и для работодателя. Функционал таких ресурсов не ограничивается перепиской: они могут интегрироваться в другие корпоративные приложения (например, календарь или таск-менеджер), предоставлять функции аналитики, сегментации аудитории массовых рассылок и многое другое.

i

Инструменты коммуникаций: как это устроено в России

До недавнего времени отечественный рынок корпоративных коммуникаций делили между собой и российские, и западные игроки. К последним относились Slack, Discord, Jira, Microsoft Teams и Microsoft Viva, Facebook Workplace и Meta Workspace, а также глобальный мессенджер с российскими корнями Telegram.

В свою очередь, серьезную конкуренцию западным решениям составляли (и составляют) отечественные разработки — в частности, «Битрикс24», tada.team, Dialog, «Пачка», VK Teams, Express, «Яндекс Мессенджер», TrueConf. Именно они сегодня и являются основными игроками рынка корпоративных коммуникаций.

Не просто мессенджер

Одно из ключевых последствий ухода западных конкурентов первыми ощутили на себе российские вендоры. По словам Андрея Демина, CEO tada.team, только за неделю с 28 марта по 4 апреля число пользователей софта для корпоративных коммуникаций увеличилось почти в 5 раз, а количество сообщений — в 9.

Похоже, что стремительный уход с российского рынка привычных и удобных западных коммуникационных платформ поставил перед бизнесом и еще один вопрос: переводить корпоративные коммуникации в доступные мессенджеры или устанавливать новую платформу и мигрировать на нее? Первые же недели вынужденной трансформации рынка коммуникационных решений показали, что наиболее эффективный путь — переход команды на новую платформу.

«Тот наплыв клиентов, с которым мы столкнулись после февральских событий, подтверждает высокий спрос бизнеса на коммуникационные решения, — говорит Андрей Демин. — Однако компании нуждаются не просто в инструменте для обмена сообщениями — им нужен многофункциональный продукт, который будет тесно связан с рабочими процессами».

У роста спроса на специализированный софт есть еще один важный фактор. Российский рынок давно испытывал влияние тех же тенденций, что и западный: потребность в полноценных интранет-ресурсах. Иначе говоря, отечественному бизнесу нужен не просто новый мессенджер, а инструмент для создания внутрикорпоративной среды, совместной работы, управления задачами и базой знаний. Неудивительно, что отечественные платформы приближаются к пику востребованности как крупным бизнесом, так и SMB-сектором. Именно такую разработку и вывела на отечественный рынок команда tada.team.

i

А поговорить?

TADA TEAM — многофункци­ональный мессенджер с высочайшей степенью защиты. Решение совмещает возможность аудио/видеоконференций и управленческие инструменты, такие как планировщик, доска задач с широкими возможностями управления и контроля. Подобный функционал способен на 71% улучшить качество управления и вовлеченность сотрудников и на 73% — эффективность коммуникаций, подсчитали в tada.team.

Ко всем преимуществам стоит добавить и наиболее гибкие возможности автоматизации, и интеграции с другими приложениями. «Во многом именно этим мы объясняем всплеск внимания к нашему сервису, — поясняет Андрей Демин, — В частности, он объединяет функции мессенджера с таск-менеджером, что позволяет ставить задачи непосредственно из сообщений».

Мессенджер tada.team позволяет максимально упростить процесс рабочих коммуникаций и сделать их удобнее: создавать групповые чаты, редактировать и делегировать задачи, записывать голосовые сообщения и расшифровывать их в один клик, отправлять документы и файлы, пользоваться умным поиском по сообщениям и контактам, а также упоминаниями каналов и задач с помощью знака #.

Предельно разнообразен и функционал звонков: личные и групповые аудио- и видеозвонки, возможность демонстрации экрана, проведения конференций, сбор совещания с участниками чата одним кликом, адресная книга и даже настройка корпоративных тем.

За создание и редактирование события, а также добавление и удаление участников будет отвечать «Календарь», который станет доступен пользователям приложения совсем скоро. Он же проконтролирует начало встречи или звонка и сохранит нужную информацию в чате после окончания совещания.

Управление командой — отдельный функционал, включающий настройку прав администратора, гостевого доступа, добавление новых сотрудников в адресную книгу, миграцию из других сервисов и возможность быстрой интеграции с другими приложениями.

Таким образом вопрос безопасного (передача файлов и сообщений шифруется на транспортном уровне по протоколу SSSL TLS 1.3) и эффективного взаимодействия внутри команды решается комплексно. Почта, планировщики, коммерческие мессенджеры — все это собрано в одном месте. В случае больших команд инструменты и данные больше не зависят от внешних подрядчиков, ведь сам клиент полностью их контролирует. Более того, решение tada.team ускоряет коммуникацию, постановку задач и мониторинг результатов — одним словом, он максимально заточен на то, чтобы пользователь сосредоточился на развитии своего бизнеса.

Отечественный софт в фокусе интереса инвесторов

Исчезновение зарубежных инвестиций уже нанесло отрасли неизбежный ущерб, считают ее игроки. Но есть и хорошие новости: в ближайшем будущем этот дефицит компенсируется теми российскими компаниями, которые ранее инвестировали в зарубежные проекты. Так, до февраля на российском рынке ПО прослеживалась любопытная тенденция:

российские стартапы искали финансирование за рубежом, а отечественные инвесторы вкладывались в иностранные проекты. Но теперь ситуация изменилась.

Сегодня, когда направлять капитал в западные компании стало невозможно, российским инвесторам приходится обратить свое внимание на российских вендоров. И здесь стоит отметить, что рынок корпоративного коммуникационного софта представляется одной из наиболее перспективных ниш для инвестирования. Объясняется это прежде всего тенденцией к импортозамещению, необходимость которой стала еще острее с массовым исходом крупных западных поставщиков.

Параллельно запущены беспрецедентные правительственные меры поддержки IT-отрасли: уже выделен 21,5 млрд рублей, IT-компании освободили от налога на прибыль и проверок контрольными органами, предоставили им льготы по кредитам, повысили лимит беспошлинных покупок и предложили многие другие меры.

Все это в совокупности с растущим спросом на отечественные решения сильно повышает привлекательность российского рынка ПО в глазах инвесторов.

«Что касается софта для корпоративных коммуникаций, его востребованность будет только расти. Особенно среди команд, предлагающих гибридный или удаленный формат работы, — подчеркнул Андрей Демин. — Поэтому качественные проекты, отвечающие запросам бизнеса, определенно могут рассчитывать на интерес со стороны инвесторов».