Фундамент для будущего: как в ОТП создают HR-бренд для мультипоколенческой команды

Автор
Редакция спецпроектов
Рубрика
Кейсы
OTP Bank

Сегодня банковский сектор переживает динамичные трансформации: усиливается конкуренция, клиенты становятся все более взыскательными, а технологии стремительно меняют ландшафт финансовых услуг. Чтобы быть на шаг впереди, недостаточно внедрять цифровые решения или расширять продуктовую линейку — требуется иная корпоративная культура, учитывающая интересы всех поколений. О том, как этот вопрос решился в ОТП Банке, рассказывает Наталья Рощина, директор дирекции по персоналу и организационному развитию ОТП Банка.

Навстречу всем поколениям

Международные исследования Deloitte, PwC, McKinsey, Accenture и Capgemini демонстрируют важность мультипоколенческой среды, а особенно роли молодых сотрудников в процессе диджитал-трансформации финансовых организаций.

Поколение зумеров быстрее и лучше ориентируется в информационном цифровом пространстве, в то время как поколение постарше не всегда столь технологично и зачастую предпочитает иные рабочие инструменты, демонстрирует другой способ мышления, который не всегда позитивно воспринимается молодежью. Такая рассинхронизация может провоцировать конфликты и негативно влиять на бизнес-показатели компании. Поэтому нашей главной задачей еще в 2023 году стало превращение межпоколенческих столкновений в вовлеченный обмен опытом.

Новый путь

В ответ на рыночные изменения вместе с новой стратегией по построению универсального банка мы начали искать эффективный и простой инструмент, способный объединить всех сотрудников, несмотря на их разный жизненный контекст. Решение пришло неожиданно. В любой компании так или иначе сотрудники проводят свой досуг среди коллег, которые разделяют их интересы. Будь то книжный клуб или кружок рукоделия — не имеет значения: занятие любимым делом фактически устраняет возрастные барьеры, сближает и помогает понять друг друга. Мы увидели позитивные изменения от таких мини-тимбилдингов и решили поддержать их органический рост и расширить на всех сотрудников. А больше года назад в ОТП Банке появились сообщества по интересам и профессиональные.

Начинали с самым популярных — ими стали комьюнити для спортсменов и любителей котов. Организовали пространство для приходящих лекторов и самих спикеров, проработали и реализовали удобный для сотрудников формат тренировок по бегу, велоспорту, настольному теннису и иным востребованным спортивным активностям. Стали участниками Московского марафона и Московского веломарафона, куда подтянулись и наши клиенты. И параллельно открывали новые сообщества.

Сегодня, спустя 1,5 года, мы видим, что этот вариант построения коммуникации с сотрудниками, дающий возможность получить новый опыт и расширить кругозор, общаясь с людьми, разделяющими те же ценности и интересы, себя полностью оправдал.  За 2024 год число сообществ выросло на 20, сейчас их в банке около 30. Они «живут» в Telegram, что делает общение привычным и  удобным.

Некоторые из них достаточно многочисленны. Так, в сообществах, посвященных ЗОЖ, искусству, кино и путешествиям, состоят от 250 до 430 сотрудников, а в профессиональных сообществах, например для обсуждения искусственного интеллекта, в среднем по 100 человек. Всего в экосистеме сообществ сегодня задействовано более 2500 человек, или больше трети всего коллектива, и каждое из них живет достаточно насыщенной жизнью.

За год мы провели более 260 мероприятий, то есть фактически каждый день происходила какая-то активность. Коллеги прошли 108 млн шагов и пробежали 3000 км, 100 наших бегунов приняли участие в Московском марафоне, 40 велоактивистов — в Веломарафоне. Более 100 часов сотрудники соревновались в киберпространстве, путешественники посетили более 50 городов, а поклонники искусства больше 100 раз побывали в театре и встретились со знаменитым режиссером Юрием Норштейном.

OTP Bank

Новый путь

Спасибо много не бывает

Сотрудники позитивно восприняли новый курс, что подтверждается их откликом на внутренние инициативы. В ОТП Банке уже несколько лет существует геймифицированная платформа «ОТП Мания», на которой «зарабатывается» внутренняя валюта. Участвуя в различных активностях (профессиональных и социальных), сотрудники обменивают ее на ценные призы: от брендированных товаров до дополнительных дней отпуска или возможности прийти на работу позже. Также у них есть возможность подарить ОТП-коины, сказав коллеге: «Спасибо».

С момента активации экосистемы сообществ число благодарностей сотрудников друг другу выросло в 10 раз, а посещаемость портала — на 75%. Одновременно с этим мы видим, что выросла нагрузка на иные системы «для жизни», что говорит о неуклонном росте цифровой грамотности коллег, принятии наших изменений. Здорово, что мы помогаем друг другу, укрепляя связи внутри коллектива и создавая позитивную атмосферу.

OTP Bank
Встреча лидеров сообществ ОТП Банка на конференции «Перспектива»

Возраст сотрудников, участвующих в коммьюнити:
18–27 лет — 13%
28–35 лет — 29%
36–45 лет — 39%
От 46 и выше — 19%

Вместе с технологиями

Материальные и нематериальные преимущества, дополненные профессиональным и технологичным HR-подходом, играют важную роль при найме и удержании сотрудников. Но главное — это профессионализм HR-команды, поддерживающей атмосферу доверия и открытости. Такой подход сохраняет качество нанимаемых сотрудников и ускоряет процесс их адаптации. В ОТП Банке текучесть новых сотрудников сохраняется на стабильном уровне 1,3%, что существенно лучше рыночных бенчмарков. В итоге многие новые сотрудники отмечают, что именно культура общения с людьми внутри компании стала решающим фактором при выборе работодателя.

Эти инвестиции в людей, на первый взгляд, могут показаться нематериальными с точки зрения прямого влияния на прибыль, но на деле это крайне существенная и измеримая составляющая успеха. Международные исследования подтверждают: качественный персонал — это стратегический актив, требующий серьезных вложений.