Как реагирует на текущую ситуацию венчурный бизнес? На что рассчитывать инвесторам и стартапам? В чем особенности работы частных и корпоративных фондов сегодня? Обо всем этом журналист Дмитрий Филонов, основатель ТГ-канала The Edinorog, побеседовал с Исламом Мидовым, главой венчурного фонда МТС.
Что сейчас происходит с венчурным бизнесом? Стартапы к вам идут или, наоборот, тишина?
Многое поменялось, это правда, и все мы адаптируемся. Классических венчурных историй, когда компания что-то делала вчера, а сегодня ищет финансирование, чтобы быстрее добежать до завтра, стало меньше. Сейчас мы видим все больше ситуаций, когда компаниям, которые к нам приходят, нужны деньги, чтобы завтра не закрыться или перефокусироваться на что-то другое.
Второе — все вынуждены адаптироваться к реальности, в которой рынки бинарны: ты либо там, либо здесь. Многим приходится делить бизнес, хотя это не входило в планы ни основателя, ни инвесторов.
Есть версия, что российский венчур разрушен и сейчас инвесторы будут вкладываться в расчете не на рост и выход, а на дивиденды. Это так?
Многое будет зависеть от фондового рынка, ведь венчурный капитал — его сегмент, специфический, яркий и, на мой взгляд, самый интересный. Если на фондовом рынке будут цениться истории роста, а компании станут оцениваться по мультипликаторам к выручке, а не за дивидендный поток, венчурный рынок в России будет существовать.
При этом я бы не говорил, что реализовался какой-то апокалиптический сценарий. Например, капитализация МТС с 18 февраля упала всего на 10% в рублях. За последние месяцы наш венчурный фонд подписал несколько новых договоров об основных условиях. Темп наших инвестиций выше, чем в прошлом году.
Если на фондовом рынке будут цениться истории роста, а компании станут оцениваться по мультипликаторам к выручке, а не за дивидендный поток, венчурный рынок в России будет существовать.
То есть предпринимателям не нужно паниковать? В России можно будет раздобыть венчурные деньги?
Всем стартапам важно быть по умолчанию самостоятельными: даже если не будет венчурных денег, ты должен выжить и расти. В России это требование сейчас значительно строже. Я бы не рекомендовал компаниям брать пример с героев сериала «Кремниевая долина», когда главное — это рост, а прибыль вредна. Экономика должна сходиться.
Привлечь деньги на понятный рост по-прежнему можно, но требования к срокам выхода на безубыточность возросли. Инвесторов теперь интересует, когда будет прибыль. Масштабировать компанию с отрицательной юнит-экономикой стало невозможным. Историй, когда большие компании продавались за бесценок вследствие того, что юнит-экономика не сходилась, будет все меньше.
Во всем мире компании режут свои оценки. Почему это происходит?
Американский венчурный фонд Sequoia Capital разослал отчет, где связал падение глобального венчурного рынка и состояние макроэкономики.
Соответственно, чем дальше момент, где компания показывает прибыль и генерирует денежный поток, тем сильнее на тебя влияет история с инфляцией. К тому же активная цифровизация, которая началась из-за пандемии, замедляется. Наложение двух этих факторов приводит к некоторому разочарованию: даже у Zoom сильное падение.
Но текущие мультипликаторы к выручке у технологических компаний все равно намного выше, чем десять лет назад. Мы поднялись на десять ступенек, спустились на две и все-таки довольно высоко находимся. При этом денег в фонды собрано много, цифровизация продолжается, индустрии трансформируются, далеко не все корпорации могут сами сделать что-то без предпринимателей — базовые предпосылки для развития венчура сохранились. Я считаю, что мировой венчур оздоровится: будет больше адекватности в оценках и ожиданиях.
А кому в России сейчас продавать? Судя по новостям, у стартапов теперь не такой большой выбор инвесторов.
Есть две части: инвестиции и покупка стратегом. Если рынок капитала будет работать, сохранится возможность выхода на IPO. Если говорить про стратегические продажи, то готовность стратегов платить дорого несколько сократилась. На мой взгляд, мы не увидим снижения числа покупок в штуках, но средний чек будет заметно меньше.
В покупках главное — получить продукт, команду, это стратегическая история, не про рост капитализации. Для нас и как для фонда, и как для группы МТС это время возможностей. Мы получили доступ к тем сделкам, к которым в прошлом году не имели бы. При этом мы даем умные деньги и не мешаем развитию, что не всегда свойственно корпоративным фондам.
Стоит ли ждать появления новых инвесторов, готовых покупать стартапы?
Они будут. Владельцы возвращают капиталы и могут инвестировать не за счет денег компании. Будет много сделок, про которые раньше никто не думал, что это вообще возможно.
Активнее обсуждаются слияния, покупка ближайших конкурентов. Мы видим этот тренд даже по своим портфельным компаниям достаточно ранних стадий. Условно две средние компании раньше боролись за лидерство, чтобы продаться понятному шорт-листу стратегов. Сегодня же они объединяются в попытке построить локального чемпиона.
Давай поговорим про ваш фонд. Когда вы ищете потенциальную сделку, вы смотрите, насколько проект можно встроить в МТС? Или все-таки ориентируетесь на возможность заработать?
Мы — классический корпоративный венчурный фонд, инвестируем с двумя целями. Финансовая — заработать на дельте между входом и выходом. Стратегическая — принести ценность экосистеме МТС. Экосистема по определению означает большое количество продуктов, часть из которых создавать внутри невозможно и неразумно. Таким образом, при выборе таргетов мы уменьшаем облако инвестиционных возможностей до тех компаний, которые принесут доходность и будут релевантны для МТС.
Есть и экспериментальные сделки: мы уходим чуть дальше от того, что делает МТС в операционном бизнесе. Например, так ранее мы инвестировали в Airo, сервис end-to-end бытовых услуг, что некоторым могло показаться не самым логичным. Однако сейчас мы понимаем, что проект несет ценность для МТС в рамках обновленной стратегии развития умного дома. То есть мы буквально спрогнозировали будущее. При этом мы всегда пропускаем сделки, которые и сегодня, и завтра, и послезавтра не будут интересны МТС.
Насколько тесно вы общаетесь с командой МТС?
Мы все время общаемся с лидерами бизнес-вертикалей и ищем такие компании, которые принесут им ценность. Чтобы понять, может ли решение стартапа представлять для нас потенциальный интерес, достаточно заглянуть в стратегию МТС. Это финтех, развлечения, сервисы для МТС Live (апрельская сделка с Bartello), облачные сервисы. Нам понравится практически любой частотный, массовый потребительский цифровой сервис, который создается в России и имеет шанс стать локальным чемпионом.
Ваш фонд создан более двух лет назад. За это время проинвестировано всего шесть стартапов. Не мало ли?
Во-первых, важно смотреть на средний чек. У нас он около 120 млн рублей. Для России и раунда А это довольно много. Во-вторых, сейчас у нас более активная фаза, скоро вы услышите о новых сделках. В-третьих, мы гонимся не за количеством, а за качеством. И важно понимать, что мы не единственный инструмент для сделок, который есть у группы.
Под искусственный интеллект, например, в МТС существует отдельный фонд. Кстати, по итогам 2021 года фонд TMT Investments и независимый Telegram-канал «Русский венчур» в своем исследовании признали МТС лидером рейтинга самых активных венчурных инвесторов России.
Как вы принимаете решения о том, с каким стартапом встретиться?
С точки зрения ежедневной работы мы похожи на обычный фонд: ищем стартапы, структурируем сделки, работаем с профильными компаниями. Просто добавляем фильтр стратегической ценности для МТС. Очень помогает, когда предприниматель понимает хотя бы верхнеуровнево, чем мы можем быть полезны его компании, помимо денег.
Ты никогда не думал пойти работать не в корпоративный фонд, а в обычный венчурный фонд?
Корпоративные деньги — очень творческая величина, она менее стандартизирована. Мне не хочется быть просто мешком денег, неким шлагбаумом перед ним. Если смотреть на мир, почти 30% денег в венчуре — прямые инвестиции от корпораций в стартапы.
На личном уровне приятное ощущение, когда предприниматель говорит, что ты приносишь ценность с помощью операционного бизнеса. Особенно это имеет значение в России, где предпринимателю намного сложнее добиться большого успеха. Денег для этого мало, нужно что-то еще.
Давай резюмируем. Российский венчурный рынок не разрушен, он будет существовать и дальше расти. Кто-то останется здесь, кто-то будет работать только за рубежом. Мировой венчур просел, но краха нет, это коррекция. В принципе с венчуром все будет хорошо.
Все так. И финальный вывод для стартапов: готовься к худшему, надеясь на лучшее.