Под «денацификацией» Украины следует понимать «запрещение всяческих неонацистских движений» и необходимость «избавиться от тех людей, которые эту теорию и практику оставляют в жизни и стараются ее сохранить», пояснил Путин в интервью Карлсону. Президент отметил, что эта проблема обсуждалась во время переговоров в Стамбуле весной 2022 года, была даже достигнута договоренность о запрете культивирования неонацизма на Украине, но Киев вышел из переговорного процесса
Владимир Путин в интервью Такеру Карлсону по просьбе американского журналиста объяснил значение слова «денацификация» — это, по его словам, «запрещение всяческих неонацистских движений». Стенограмма их беседы опубликована на сайте Кремля. Президент повторил тезис о том, что Россия пока не достигла целей «военной спецоперации»* на Украине.
Путин также объяснил причины, по которым, по его мнению, возникла необходимость в денацификации. Глава государства отметил, что после начала Второй мировой войны часть «националистически настроенной элиты» начала сотрудничать с Адольфом Гитлером, поскольку думала, что он «принесет им свободу». И хотя сейчас во многих странах «давят» ростки национализма, на Украине этого не происходит: там, по словам Путина, из людей, которые «уничтожали поляков, евреев и русских», сделали национальных героев. «Надо избавиться от тех людей, которые эту теорию и практику оставляют в жизни и стараются ее сохранить, — вот что такое денацификация. Вот что мы под этим понимаем», — подчеркнул глава государства.
Путин отметил, что денацификация — это одна из проблем, которая обсуждалась во время переговоров в феврале-марте 2022 года. По его словам, в ходе этих переговоров была достигнута договоренность о том, что «на Украине не будет культивироваться неонацизм», это должно было быть запрещено на законодательном уровне. Но в результате Киев вышел из переговорного процесса, Украина «выбросила все эти договоренности и приняла под козырек указания западных стран», заключил Путин.
В конце 2023 года, во время прямой линии и большой пресс-конференции, Путин заявил, что мир на Украине наступит после того, как Россия достигнет целей «спецоперации». «Цели эти не меняются», речь идет о денацификации, демилитаризации Украины и о ее нейтральном статусе, подчеркнул Путин. Он напомнил, что Украина в 2022 году настаивала в ходе мирных переговоров с Россией, что «никакой фашизации» в стране нет. «Ну, как же нет? Когда национальный герой там не просто националист, а нацист — Бандера, он возведен в ранг национального героя», — заявил он по этому поводу. И напомнил, что президент Украины Владимир Зеленский во время визита в Канаду стоя приветствовал бывшего солдата дивизии СС «Галичина» — 98-летнего Ярослава Гунку, который, по словам Путина, «напрямую участвовал в уничтожении 1,5 млн евреев, русских и поляков на Украине». «Поэтому вопрос денацификации — он актуальный», — подытожил президент.
После начала «спецоперации» стороны провели несколько раундов переговоров: первые три прошли на территории Белоруссии в конце февраля и в начале марта, а четвертый — 29 марта 2022 года в Стамбуле. После этого переговорный процесс был заморожен. 14 мая 2022 года Путин заявил, что переговорный процесс «фактически» приостановлен «Киевом, не проявляющим заинтересованность в серьезном и конструктивном диалоге». В сентябре 2022 года президент Украины подписал указ, который «констатирует невозможность проведения переговоров с президентом Российской Федерации В. Путиным».
Путин дал интервью Карлсону 6 февраля. Оно было опубликовано около 2:00 мск 9 февраля на сайте журналиста. Утром оно, как и обещал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, появилось на сайте Кремля, в том числе на русском языке.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.