«Диалог идет»: Путин назвал условие освобождения журналиста WSJ Гершковича
Путин в интервью Карлсону назвал условие освобождения журналиста Гершковича, арестованного по делу о шпионаже. Он может «оказаться на родине» при «встречном движении со стороны наших партнеров», отметил президент. Он напомнил, что в одной из европейских стран отбывает срок россиянин, который ликвидировал кавказского «бандита». Вероятно, речь идет о Вадиме Красикове, убившем Зелимхана Хангошвили
Владимир Путин в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону назвал условие освобождения журналиста The Wall Street Journal Эвана Гершковича, арестованного в России по делу о шпионаже. Запись интервью опубликована на сайте Кремля.
На вопрос Карлсона о том, готова ли Москва освободить Гершковича в качестве жеста доброй воли, президент ответил отрицательно. «Мы столько сделали жестов доброй воли, что, мне кажется, мы исчерпали все лимиты. Нам никто на жесты доброй воли аналогичными жестами ни разу не ответил», — заявил Путин.
Однако он сказал, что Россия не отказывается от диалога, поэтому не исключено, что Гершкович «может оказаться на родине». «Мы, в принципе, готовы говорить о том, что не исключаем того, что мы можем это сделать при встречном движении со стороны наших партнеров. <...> Есть определенные условия, которые обсуждаются по партнерским каналам между спецслужбами. Мне кажется, что можно об этом договориться», — отметил российский лидер.
Говоря об условиях российской стороны, он напомнил, что в одной из стран — союзниц США отбывает срок «человек, который из патриотических соображений ликвидировал в одной из европейских столиц бандита». «Во время событий на Кавказе <...> [этот бандит] выкладывал наших солдат, взятых в плен, на дорогу, а потом машиной проезжал по их головам. Что это за человек и человек ли это? Но нашелся патриот, который ликвидировал его в одной из европейских столиц. Сделал он это по собственной инициативе или нет — это другой вопрос», — рассказал Путин.
Вероятно, речь идет о россиянине Вадиме Красикове, приговоренном к пожизненному заключению в Германии. В 2021 году немецкий суд признал его виновным в убийстве чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Берлин считает, что убийство было совершено по заказу российских спецслужб. Ранее о том, что Россия обсуждает с Западом обмен Красикова, сообщали WSJ и CNN.
На вопрос Карлсона о том, действительно ли Гершкович занимался шпионажем в пользу западных спецслужб, Путин сказал, что не знает, «на кого он работал». «Но повторяю еще раз: получение секретной информации на конспиративной основе называется шпионажем, а он работал в интересах американских спецслужб, каких-то других структур. <...> Может быть, кто-то мог втянуть его в это дело, может, он сделал все по неосторожности, по собственной инициативе», — отметил президент.
При этом он признался, что и сам бы хотел, чтобы Гершкович «поехал домой в конце концов». «Но, повторяю, диалог идет. Чем больше мы предаем огласке вещи подобного рода, тем сложнее их решить. Все должно быть спокойно», — заключил Путин.
Гершкович стал первым с 1986 года американским журналистом, задержанным в России по обвинению в шпионаже. Корреспондент московского бюро WSJ находится под арестом в СИЗО «Лефортово» с конца марта 2023 года. До этого его задержали в Екатеринбурге и перевезли в Москву. По версии ФСБ, Гершкович «в интересах американского правительства» собирал составляющие гостайну сведения о деятельности одного из предприятий ВПК. Журналисту было предъявлено обвинение по статье 276 Уголовного кодекса (шпионаж, максимальное наказание — до 20 лет лишения свободы). Журналист свою вину отрицает. WSJ также категорически отвергает обвинения в адрес своего сотрудника.
В середине декабря представитель Госдепартамента США Мэттью Миллер заявил, что Россия отклонила уже несколько предложений по обмену Гершковича и осужденного за шпионаж американца Пола Уилана. «Если Владимир Путин настроен серьезно, ему нужно рассмотреть наши предложения по вопросу освобождения, которые были сделаны в духе доброй воли», — отметил Миллер.