Младенческая смертность в России впервые ниже, чем в Канаде
По итогам 2022 года младенческая смертность в России, согласно расчету Forbes за календарный год, уменьшилась до 4,51 смертельного случая на 1000 родившихся живыми. Годом ранее этот показатель был равен 4,66. Младенческая смертность — один из основных показателей, характеризующих качество системы здравоохранения. В эту статистику попадают дети, умершие до года. Как правило, причинами смерти являются врожденные аномалии развития (пороки системы кровообращения и т. д.), преждевременные роды и внутриутробная гипоксия. Росстат называет другое число для 2022 года — 4,4, так как в своих расчетах соотносит количество умерших до года с числом родившихся живыми за предыдущие 13 месяцев.
На протяжении 1990-х младенческая смертность в России находилась в диапазоне 16-20 на 1000 родившихся живыми. С 2000 года этот показатель стал плавно снижаться. В 2013 году правительство России по поручению президента Владимира Путина запустило программу дополнительного развития перинатальных центров в 30 особо нуждающихся регионах. Одна из целей программы — снижения младенческой смертности до 7,8 на 1000 родившихся живыми к 2016 году. По итогам 2016-го показатель оказался существенно ниже — 6.
Чтобы оценить, какой путь прошла Россия, сопоставим ее показатели с другими странами. Необходимо отметить, что сравнивать отдельные страны или даже регионы одной страны «в лоб» не совсем корректно. Как правило, младенческая смертность ниже не только в странах с высоким экономическим развитием, но и компактных по размеру территории из-за больших возможностей для оказания своевременной медицинской помощи. Исключение в части территории — Австралия, но подавляющая часть населения этой страны живет на небольшой площади вдоль восточного и юго-восточного побережья континента. Поэтому для сравнения мы взяли две крупные по площади северные страны — США и Канада, причем обе с более высоким показателем ВВП на душу населения. Так как у стран разная методика учета младенческой смертности, то мы рассчитали этот показатель, как американский Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC), соотнося число умерших до года на 1000 родившихся живыми за календарный год.
Итак, только в ноябре 2023-го CDC опубликовал даже не финальные, а предварительные данные по младенческой смертности в США за 2022 год. Младенческая смертность продолжила расти второй год подряд и достигла 5,6 смертельного случая на 1000 родившихся живыми (годом ранее — 5,44). В Канаде младенческая смертность, согласно расчетам Forbes, также выросла в 2022 году до 4,69 (годом ранее — 4,29).
То есть младенческая смертность в России по итогам 2022 года оказалась впервые меньше, чем в Канаде, и почти на 20% ниже, чем в США. В ноябре 2023-го министр здравоохранения России Михаил Мурашко тоже заявил о младенческой смертности на 20% ниже, чем в США.
При этом еще в 2000 году российский показатель был как минимум в 2,2 раза выше уровня США и почти в три раза выше уровня Канады. Почему как минимум? В реальности разрыв был выше, так как российская статистика в то время не охватывала смертность новорожденных с экстремальной низкой массой тела. В 2012 году критерии учета были расширены в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения — в результате показатель младенческой смертности в России одномоментно увеличился.
В 2023 году младенческая смертность в России продолжает снижаться. По итогам девяти месяцев показатель, согласно расчету Forbes, был равен 4,11 смертельного случая на 1000 родившихся живыми. У Росстата — 4,0.
Однако и это не предел. Ведущий научный сотрудник Президентской академии Алла Макаренцева в научной публикации «Достижения перинатальной реформы и резервы дальнейшего сокращения младенческой смертности в России» отмечает, что «неоправданно высокой остается доля постнеонатальной смертности (от 28 дней до 1 года. — Forbes), а доля неонатальной смертности (от момента рождения до 28 дней включительно. — Forbes) существенно ниже, чем в других развитых странах». По ее мнению, это связано с задержкой модернизации системы выхаживания новорожденных. Согласно действующий системе родовспоможения, большинство родившихся из группы высокого риска после 28 дней переводят на следующий этап выхаживания: «Переходу на второй этап нередко сопутствует переезд в другое медицинское учреждение, и, как правило, оно хуже оснащено оборудованием, имеет меньше среднего медицинского персонала и обычно квалификация медицинских работников в них ниже, чем в палатах реанимации и интенсивной терапии или перинатальных центрах».