Городской суд Шали отклонил ходатайство о досрочно-условном освобождении Заремы Мусаевой. «Суд постановил в удовлетворении ходатайства адвоката Савина об условно-досрочном освобождении по отбыванию наказания Мусаевой Заремы… от 4 июля 2023 года отказать», — зачитал решение судья Руслан Мовлаев (цитата по «РИА Новости»).
Постановление суда может быть обжаловано в 15-дневный срок.
В июле 2023 года Ахматовский районный суд Грозного приговорил Мусаеву к пяти с половиной годам колонии общего режима по делу о применении насилия к сотруднику полиции и мошенничестве. Мусаева в своем последнем слове отвергла вину, подчеркнув, что никаких преступлений не совершала. В сентябре Верховный суд Чечни изменил приговор, признав смягчающим обстоятельством наличие у Мусаевой хронических заболеваний. Срок заключения был снижен до пяти лет, а колония общего режима для отбывания наказания была заменена на колонию-поселение.
Зарема Мусаева и ее муж — бывший судья Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаев — родители чеченских активистов Ибрагима и Абубакара Янгулбаевых. Летом 2022 года Минюст внес в реестр экстремистских организаций чеченское «Народное движение Адат», которое ведет Telegram-канал 1ADAT. По мнению властей Чечни, его создал Ибрагим Янгулбаев.
В январе 2022 года Мусаеву вывезли из Нижнего Новгорода в Чечню (по данным правозащитников, насильственно) в статусе свидетеля по делу о мошенничестве, возбужденному в 2019 году. В Грозном она стала обвиняемой по делу о насилии в отношении представителя власти, и в феврале суд отправил ее под арест. Глава Чечни Рамзан Кадыров отмечал, что силовики действовали в соответствии с законами, при этом Мусаева во время ее перевозки «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза».
Муж Мусаевой Янгулбаев в январе 2022 года уехал из России вместе с дочерью. Месяц спустя коллегия судей Чечни лишила его статуса судьи и неприкосновенности.
Интересы Мусаевой в суде в день оглашения приговора должен был представлять адвокат Александр Немов. Но 4 июля 2023 года на него и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину напали по пути из аэропорта в Грозный. У Милашиной были диагностированы закрытая черепно-мозговая травма и переломы пальцев рук, она несколько раз теряла сознание, сообщала «Новая газета». Немов, помимо травм от ударов, получил ножевое ранение. Федеральная палата адвокатов со ссылкой на управление Следственного комитета по Чечне сообщала, что по факту нападения было возбуждено дело по шести статьям: о незаконном лишении свободы (пункт «а» части 2 статьи 127 УК), воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов (часть 3 статьи 144 УК), разбое (часть 2 статьи 162 УК), угоне автомобиля (пункты «а, в» части 2 статьи 166 УК), угрозе убийством в отношении защитника, эксперта или специалиста (часть 4 статьи 296 УК) и похищении или повреждении официальных документов (часть 1 статьи 325 УК).