Как восстановление родовой усадьбы обошлось потомку Суворова в 600 млн рублей
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
Здесь проводят балы, как в XIX веке, устраивают бега борзых собак за механическим зайцем, вечера романсов. Но развитие туризма не особенно интересует Леонтьева, он мечтает вдохнуть жизнь в захолустье — в село Воронино, которое считается неперспективным.
Москвич Сергей Леонтьев — инженер-электромеханик по образованию и потомок знаменитого полководца Александра Суворова. Окончив МАИ, работал на предприятии, где собирали космические челноки «Буран». В 1990-х годах он занялся производством изделий из камня, начинал в фирме, которая специализировалась на отделочных работах на станциях метрополитена и в подземных переходах. В 2000 году создал строительную компанию. С ее названием вышла забавная история, рассказывает Леонтьев Forbes: «Помните, был бразильский сериал «Просто Мария», и там часто фигурировал владелец фирмы «Мармореал», король мраморных карьеров? И мы шутили: «Как будем называться? Ну давайте тоже назовемся «Мармореал».
В то время был бум строительства коттеджных поселков в Подмосковье, и компания, как рассказывает Леонтьев, входила в топ-10 фирм, занимавшихся отделочными работами в камне. Бизнес быстро рос в начале 2000-х, но в 2014 году начал проседать, как и у многих, вспоминает он.
Полный «Разгром»
Леонтьев рассказывает, что он не то чтобы всю жизнь мечтал восстановить родовое поместье — долгое время он вообще не знал, что оно сохранилось. У Леонтьевых не особо принято было обсуждать происхождение семьи: прадеда бизнесмена расстреляли в 1937 году на Бутовском полигоне. Однако о том, что он потомок Суворова и известного дворянского рода, предприниматель знал с детства.
В 2004 году ему случайно попался на глаза журнал «Новая деревня», в котором была фотография усадьбы в селе Воронино в 20 км от Ростова Великого. «Мы с дочерьми тогда как раз изучали семейные альбомы моей бабушки, и я узнал этот дом», — рассказывает Леонтьев. Как выяснилось, это и есть родовое имение его предков, там жила внучка Суворова — Любовь Леонтьева. Усадьба была выставлена на продажу, и предприниматель в 2007 году купил ее у государства за 1,5 млн рублей вместе с 4,5 га земли. Поместье продавали на аукционе, и других претендентов на него не нашлось.
До 1998 года усадьбу занимал пионерский лагерь, после него там была полная разруха: французский парк зарос, господский дом обветшал, крышу растащили, каскад прудов не чистили, казалось, 250 лет.
Когда Леонтьев в первый раз зашел в главный дом усадьбы, где у пионеров был спальный корпус, первое, что он увидел, были валяющиеся на полу тетради в клеточку и роман Александра Фадеева «Разгром». Предприниматель пытался найти для восстановления имения соинвесторов, но в результате занялся всем сам и только за первые семь лет потратил на это 300 млн рублей.
На фундаментах бывших конюшен Сергей Леонтьев построил гостевые дома, он открыл ресторан, восстановил парк и очистил пруды. «У нас нет спа и изощренных услуг, зато есть катание на лодках и лыжах, городошная и крокетная площадки, мы проводим вечера романсов с участием местных музыкантов, балы XIX века», — рассказывает хозяин Воронино. И оценка у гостевых домов на сервисе Booking, по его словам, была высокой — 9,7.
«Лучший отдых в путешествиях по Золотому кольцу» обещает теперь сайт усадьбы. До пандемии несколько лет подряд в Воронино устраивали бега борзых собак за механическим зайцем, в которых принимали участие 40 заводчиков из пяти-семи областей. Зрителям рассказывали историю псовой охоты, посмотреть бега приезжало около 1000 человек.
Экскурсии по усадьбе иногда проводит сам хозяин: он всерьез увлекся историей и может часами рассказывать о своих предках, владевших этими землями с XVII века. За организацию мероприятий отвечает жена бизнесмена Елена. Сергей и Елена вместе со взрослыми дочерьми стараются приезжать в Воронино на праздники.
Новые аристократы
На восстановление родового имения семья Леонтьевых за 15 лет потратила в сумме примерно 600 млн рублей. Точно оценить финансовые затраты сложно, уточняет хозяин усадьбы. В двухэтажном господском доме теперь работает Музей-усадьба дворян Леонтьевых, он принимает 5000–8000 туристов в год. Средний чек небольшой — 1800–2000 рублей, если посетители ночуют в гостевых домах, и 500–1200 рублей, если покупают только экскурсию с обедом или чаепитием. Чтобы появилась прибыль, нужен турпоток хотя бы 20 000 человек в год, но хозяину Воронино этого не очень-то и хочется: «Тогда здесь будет вытоптанная земля».
Сергей Леонтьев и несколько таких же собственников поместий создали в 2015 году Ассоциацию владельцев исторических усадеб. Сейчас в нее входят собственники около пятидесяти объектов: предприниматели, банкиры, топ-менеджеры крупных компаний, рассказывает директор ассоциации Виссарион Алявдин. Они их восстанавливают, и у всех разные мотивы: одни возвращаются в места, где провели детство, другие занимаются возрождением родовых имений. Новых владельцев объединяет одно: многие из них настолько влюбляются в новое дело, что оно захватывает их больше, чем бизнес, говорит Алявдин.
Лишь некоторые хозяева поместий, такие как Сергей Леонтьев, превратили их в популярный туристический объект, отмечает директор ассоциации. Он приводит в пример реставрацию подмосковной усадьбы Гребнево, которую купил бизнесмен Андрей Ковалев. «Владелец открыл усадьбу для посетителей, не дожидаясь окончания реставрации, и начал понемногу зарабатывать на ее развитие», — рассказывает Виссарион Алявдин. Там живой парк, восстановлена часть построек. Большой плюс частных усадеб-музеев еще и в том, что они не закрываются в 18:00, как большинство государственных музеев, и там можно побывать в любое время, хоть на ночной экскурсии, если договориться с владельцем.
Хозяин усадьбы Воронино говорит, что восхищается теми, кто возрождает дворянские гнезда не по зову предков, как он, например, а из каких-то более высоких побуждений. В России осталось всего несколько сотен исторических загородных усадеб, в которых сохранились хоть какие-то строения, и это примерно из 80 000 усадебных комплексов, существовавших до 1917 года. Из сохранившихся усадеб 61% находится в плачевном состоянии, по данным Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры.
Сергей Леонтьев восстановил колокольню Троицкой церкви — епархии она была не нужна, хотя когда-то здесь был храм на 1500 прихожан. Сейчас в селе Воронино официально проживает человек двадцать, но в реальности еще меньше, фактически в нем осталось всего три двора. Находится оно вдали от трассы, дороги к нему ведут плохие, газ не подведен. «Туристический бизнес — это здорово, но самая большая моя мечта — вдохнуть жизнь в захолустье», — говорит Сергей Леонтьев. Он хотел бы основать здесь «лесную школу» для подростков, где их учили бы истории, верховой езде, фехтованию, — по его мнению, это вписывается в концепцию исторической усадьбы.
Владельцам подобных туристических мест иногда требуется 10–15 лет, чтобы создать бренд. Особенно сложно это сделать в Ярославской области, где уже много раскрученных маршрутов, рассказывает Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР. Но людям надоедает ездить в Ростов или Ярославль, их привлекают новые места, связанные с известными личностями или имеющие свою яркую историю. И необязательно создавать большой комплекс, убежден эксперт, можно устроить одну музейную комнату, которая расскажет об истории и быте обитателей усадьбы, и турпоток уже обеспечен.
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В своем новом ежегодном проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.
В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах.