По данным исследовательского агентства Research and Markets, к 2030 году объем рынка управления парковками достигнет $10,14 млрд, увеличиваясь примерно на 11% каждый год. Несмотря на попытки прогрессивных городов изменить подход к транспортной системе, автомобили все равно нужно где-то оставлять, а электромобили и беспилотники нуждаются в особых парковочных местах.
Крупнейший в России паркинг расположен в бизнес-центре «Око» в Москва-Сити, он вмещает 3400 автомобилей и занимает 16 этажей небоскреба. Крупнейший паркинг в мире — плоскостной, это парковка возле канадского West Edmonton Mall на 20 000 мест. Этому гигантскому торговому комплексу предстоит превратиться в тематический парк. Наверняка перемены не обойдут и парковку. Вот несколько примеров перестройки старых паркингов.
Сделать красиво
«Волна» (The Wave mixed-use facility)
Атлантик-Сити, Нью-Джерси, США
Пустынные многоуровневые паркинги нередко становятся местом действия в фильмах ужасов (например, «Парковка», 2006). Безлюдные бетонные коробки с неверным светом легко наполнить атмосферой страха. Они как бы прорехи на ткани города: здесь нет гуляющих людей, огней кафе и магазинов.
Именно с этим решили бороться архитекторы и инженеры из компании Timothy Haahs and Associates, когда взялись реконструировать старый многоуровневый паркинг в центре Атлантик-Сити. Мрачный бетонный фасад заменили гигантским светящимся LED-экраном. На первом уровне открыли и модернизировали магазины. Электричество вырабатывают солнечные панели на крыше. В паркинге на 1180 машино-мест установили устройства для зарядки электромобилей, облегчили доступ туда пешеходам. В результате стоянка из мрачного сооружения превратилась в один из центров притяжения людей.
От частного к общему
Паркинг «Республика» (Q-Park République)
Шартр, Франция
Неподалеку от исторического центра и знаменитого Шартрского собора, рядом с вокзалом почти 40 лет находился закрытый четырехуровневый подземный паркинг для городских чиновников на 577 мест. Турпоток рос, и власти города решили реконструировать вокзал и добавить к нему 1500 парковочных слотов.
В 2008 году нидерландская Q-Park, принадлежащая KKR Infra-structure Fund, объявила, что покупает за €700 млн французского владельца и оператора парковок — компанию Epolia. Так Q-Park получил доступ к паркингам в лучших локациях и стал игроком номер три на рынке Франции. Это решило судьбу паркинга в Шартре. Эксперты Q-Park убедили городские власти, что реконструировать старый паркинг быстрее и дешевле, чем строить новый, и посоветовали им открыть «Республику» для широких масс. И Q-Park реконструировал автостоянку. Узкие ступени шириной 90 см заменили 140-сантиметровыми. Установили резервный электрогенератор и лифт со стеклянными стенками. Установили LED-лампы с «умной» системой включения, что позволило снизить энергопотребление на 30%. Добавили 12 мест для маломобильных людей, 30 слотов для мотоциклов и велосипедов и четыре зарядки для электромобилей.
Все работы заняли 12 месяцев и обошлись, по данным Q-Park, в €5000 за машино-место, в то время как цена строительства нового паркинга — €25 000–40 000 за место. Паркинг на вокзале сохранили, но его требуемая вместимость уменьшилась с 1500 до 1090 машино-мест.
Беспилотная парковка
Музей Mercedes-Benz
Штутгарт, Германия
Mercedes-Benz и Bosh еще в 2015-м начали работать над проектом паркинга, в котором автомобили устраивались бы на машино-места сами, отпустив водителя. В 2017-м решения были найдены, в 2018-м их начали тестировать на добровольцах — посетителях музея. Ввести паркинг в полноценную эксплуатацию удалось только спустя четыре года, потому что парламенту Германии нужно было принять ряд нормативных актов, регулирующих беспилотное вождение.
Паркинг будущего работает просто. Заехав на парковку, водитель выходит из машины и нажимает в приложении «припарковать». Фары «Мерседеса» вспыхивают синим — это значит, что машина перешла в беспилотный режим. Система ведет ее к свободному парковочному месту. Когда автомобиль снова нужен владельцу, в приложении нажимается другая кнопка, и авто возвращается. В конце 2022 года власти Германии разрешили разработчикам внедрить такую систему на парковке аэропорта Штутгарта, санкционировав коммерческое использование технологии.