Уроки в радость: как телеведущий Билл Най и TikTok делают учебу интереснее
В далеком 1994 году звездный ученый в галстуке-бабочке Билл Най предстал перед Федеральной комиссией по связи США и выступил против правила, по которому его телепередача не засчитывалась бы в три часа образовательного вещания в неделю согласно закону о детском телевидении. Комиссия хотела засчитывать только те шоу, у которых образовательной является «основная направленность», однако Най был на «100% уверен», что его передача не просто полуразвлекательная. «Если программа недостаточно веселая и интересная, дети ее смотреть не будут», ― рассказывал мужчина членам комиссии, которые в итоге пошли навстречу и решили, что для особого статуса телепередачи уклон в образование должен быть «значительным». «Они хотели, чтобы все было как в школе, будто по какому-то учебному плану», ― вспоминает взявший верх Най.
Сегодня 67-летний инженер с дипломом Корнеллского университета увлечен своим делом как никогда. В TikTok у него 9,2 млн подписчиков, а самые популярные видео длятся по 13–90 секунд. Для Ная в этом нет никакой проблемы. На шоу «Билл Най — ученый парень», которое выходило в 90-х и многократно удостоилось награды «Эмми», у ведущего было правило — фрагменты выпуска не должны быть длиннее 109 секунд. «Еще до TikTok, до прихода интернета я часто советовал людям понаблюдать за собой в следующий раз, когда они окажутся перед кабинетом стоматолога и возьмут лежащий рядом журнал, или в наше время уже телефон. Пусть посмотрят, как быстро проматывается лента, ― поясняет Най. ― Минута и 49 секунд ― это на самом деле очень даже неплохо».
Най построил успешную карьеру на том, что образование может быть не только увлекательным, но и веселым и преподноситься небольшими фрагментами. Такой подход все больше любят и финансируют предприниматели и инвесторы из сферы образовательных технологий, а еще в деятельность вовлекаются целые учебные заведения.
Майкл Мо, основатель и генеральный директор венчурной фирмы GSV Holdings, специализирующейся на технологиях для сферы образования и курсах повышения квалификации, называет эту модель «смесью Гарварда и Голливуда». Инвестиционный фонд продвигает ее вместе со смежной темой под названием «невидимое обучение», при которой процесс освоения нового материала незаметно внедряется в другие развлечения. «С учетом статистически более низкого уровня концентрации внимания у зумеров учеба должна больше напоминать ленту TikTok, чем учебник», ― написал эксперт в публикации на блог-платформе Medium.
На две эти смежные категории учебно-развлекательного контента приходится 16 из нынешних 79 вложений GSV Holdings. В их числе онлайн-платформа для преподавателей Quizizz, помогающая при составлении тестовых заданий с игровой подачей материала, игровая студия Lightneer, разрабатывающая игры с «невидимым обучением», а также Tekie, индийский стартап, обучающий детей принципам программирования с помощью анимированных и интерактивных видеороликов.
Кейтлин Доннелли, управляющий директор фонда посевных инвестиций Avalanche VC, называет складывающуюся тенденцию по-своему — эффективное обучение в развлекательной форме. Половина из 36 компаний, в которые вкладывается Avalanche VC, занимается технологиями в сфере образования, причем четыре используют в качестве средства обучения видеоматериалы. Семь из 36 относятся к учебно-развлекательному направлению. Доннелли утверждает, что она рассматривала еще больше стартапов, но деньги решила не вкладывать, потому что масштабировать некоторые идеи пока невозможно.
Большую ставку на данную тенденцию делает 27-летний Джош Шапиро. Его стартап Edgi Learning уже построил похожую на ChatGPT платформу на базе искусственного интеллекта под названием edgi bot, которая обещает «объяснить любое понятие быстрее, чем Google». Учащиеся могут написать боту сообщение, чтобы получить помощь на месте, или же побеседовать с ним в Discord. Но edgi bot ― лишь начало. В перспективе Шапиро намерен представить систему, которая будет помогать специалистам в создании и монетизации образовательного контента, а учащимся даст простой и увлекательный способ узнавать на досуге что-то новое.
В пример автора контента, которому он хотел бы в этом помогать, Шапиро приводит Хэнка Грина, популяризатора науки, видеоблогера и предпринимателя, который в 2007 году запустил YouTube-канал вместе с братом, молодым писателем Джоном Грином (автором романа «Виноваты звезды»). Сегодня у Хэнка Грина 7,4 млн подписчиков в TikTok. Стоит лишь пролистать его страницы, и можно найти ответы на множество вопросов: что означает показатель относительной влажности в приложении с погодой? Почему космос, где полно звезд, такой темный? Как работают индукционные плиты?
Пояснительные видео Грина отличаются разноплановостью и охватывают огромное количество тем. Он не работает в хронологическом порядке по учебнику и не дает подросткам готовых решений задач из домашней работы, но его ролики часто основываются на тех же научных концепциях, которые ученики узнают на уроках биологии, физики, астрономии и химии. Нередко Грин отвечает на узкоспециальные, неловкие и откровенно абсурдные вопросы других тиктокеров. Всем этим и объясняется его популярность на площадке, но не последнюю роль также играют его чувство юмора и очевидная тяга к знаниям.
По мнению Шапиро, одним из преимуществ обучения через короткие видео являются прямые ответы экспертов на вопросы учащихся. Авторы контента на YouTube и в TikTok могут реагировать на текущие события и тенденции, а также помогать зрителям учиться на шутках, мемах и самых свежих наглядных примерах ― учебники и записанные лекции таким похвастаться не могут.
«Мы почему-то игнорируем важную вещь: в каждом есть естественное стремление узнавать новое, ― недоумевает Шапиро, разработавший собственную индивидуальную программу в Нью-Йоркском университете, в которой воедино собраны философия, технология и образование. ― Мы с самого рождения на каждом шагу спрашиваем «почему?», и нам постоянно хочется познавать мир. В старшей школе учеба становится тяжким бременем, которое мы несем под внешним давлением, например, желая поступить в колледж, устроиться на работу или угодить родителям». Самому Шапиро в школьные годы давление среды придавало мотивации отнюдь не всегда. В записи на Medium он признается, что был «ярким ребенком, но плохим учеником». Кроме того, он сказал Forbes, что на втором году старшей школы в Конкордской академии его временно отстраняли от занятий за «изготовление сложных приборов для употребления марихуаны и отказ признавать установленные правила», а потом вообще исключили за списывание части лабораторного отчета у друга. Кажется, никакой обиды учебное заведение на молодого человека не держит, ведь несколько лет назад бывший преподаватель английского приглашал его выступить в родной школе.
46-летний Сал Хан, учредитель крупной образовательной онлайн-площадки Khan Academy, обеими руками за то, чтобы возможностей обучения в формате коротких видео было больше ― иными словами, за ужесточение конкуренции. Его некоммерческая организация выросла из роликов на YouTube, которые он самостоятельно начал снимать, монтировать и публиковать в 2006 году, чтобы объяснить математические темы ученикам младших классов. Хан получил степени бакалавра и магистра наук в Массачусетском технологическом институте. Видеоуроки Хана всегда были короткими, и, когда он только начинал, материалы длились по 6–10 минут. К сегодняшнему дню ролики стали и того короче ― часто по 2–6 минут. По его мнению, обучение в видеоформате выгодно отличается от привычных занятий в классе двумя аспектами — гибкостью и конкретикой.
«Видео для просмотра выбирают, отталкиваясь от имеющихся вопросов и поставленных задач, ― говорит Хан. ― По сути это более активный процесс, чем когда просто сидишь в аудитории и ждешь окончания лекции».
Основатель Khan Academy отмечает, что на первых порах представители сферы образования относились к идее скептически. «Мне нужно 90 минут, потому что я преподаю дифференциальные уравнения в лучшем университете мира. Такое нельзя уложить в видео на YouTube длиной меньше 10 минут», ― передразнивает Хан. ― Они не совсем понимают, что материал можно дать не в одном ролике и, например, разбить на части. Можно снять одну тему на тысячу видео».
Khan Academy занимает в образовательном мире весьма солидное положение. В 2022 году на платформе насчитывалось 147 млн пользователей, а в 2021-м общая сумма пожертвований и прочих доходов достигла $59,3 млн. Но, несмотря на это, в учебно-развлекательной отрасли существует и множество небольших стартапов. Так, Zigazoo, основанный в 2020 году и получающий финансирование от звезды тенниса Серены Уильямс и телеведущего вечернего шоу Джимми Киммела, привлек $23,2 млн на фирменное приложение с образовательными видеороликами и функционалом обучения в игровой форме для детей. Французский стартап Revyze, собравший $2,26 млн, специализируется на коротких учебных видео для подростков. В октябре собственное приложение для учебы в духе TikTok представил даже легендарный издатель учебников и справочных материалов McGraw Hill.
Помимо прочего, чтобы учащиеся возвращались за новыми знаниями, индустрия учебно-развлекательного контента все чаще прибегает к помощи знаменитостей. Факультет математических наук Университета Тафтса испытал это на себе во время лекции в память о Мартине Гутермане в прошлом году. Несмотря на то, что на мероприятии выступают интересные спикеры, обычно на лекцию приходит всего несколько десятков студентов ― Кристоф Бергерс, преподаватель математики в университете, уточняет, что аншлагом можно считать уже 60 гостей. Однако в 2022 году факультет пригласил на сцену Гранта Сандерсона, автора и голос популярного YouTube-канала с математическими визуализациями 3Blue1Brown. Даже несмотря на то, что это было в пятницу, да еще и накануне выпускных экзаменов, в самую большую аудиторию вуза набилось 400 студентов.
Сандерсон, учившийся в Стэнфорде на математика-программиста, открыл первый слайд презентации — на нем было два кубика на поверхности рядом со стеной. «Собравшиеся ликовали и аплодировали, ― говорит Бергерс. ― Ту историю из 3Blue1Brown знали все или, в любом случае, многие».
Далее Сандерсон провел для аудитории урок по одному из своих видео под названием «Как рассчитать число π на примере сталкивающихся блоков?» В ролике содержались все атрибуты типичного видео от 3Blue1Brown: успокаивающий голос, звуковые эффекты, красивая и простая визуализация, с которой математические понятия оживают так, как не под силу неподвижным графикам.
Сама лекция по предмету, который многие студенты считают скучным, произвела неизгладимое впечатление. Реакция публики привела Бергерса в полное изумление: «Некоторые студенты шли за нами прямо до машины, и, когда я собрался было ехать, подошла девушка. Я открыл окно, она повернулась к Гранту и сказала: «Я из Мексики, и дома мы часто смотрели ваши видео. Просто хотела вам это сказать. Вы не представляете, сколько для нас сделали». О репутации Сандерса в академических кругах свидетельствует еще и то, что в январе он удостоился награды и выступил на большой ежегодной конференции Объединенного координационного совета математических наук в Бостоне.
Откровенно говоря, обучение с развлекательным уклоном существует с самой зари эпохи телевидения. В 1951 году, когда в простых американских семьях только начинали появляться телевизоры, в эфир NBC впервые вышло шоу «Мистер Чародей». Передача выходила на экраны до 1965-го, и в ней с научной точки зрения объяснялись повседневные явления, например, полет птиц. Кроме того, из-за популярности проекта во всех штатах стали крайне популярны детские научные кружки. В 1992 году в сетке вещания The Learning Channel появилась основанная на комиксе программа «Мир Бикмана» с чудаковатым ученым. В 1993-м шоу переехало на CBS, и тогда же стартовала культовая передача «Билл Най — ученый парень».
Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что шоу Билла Ная было образовательным. Многие учителя включают школьникам старые выпуски передачи по сей день. Но это отнюдь не значит, что профессионалы сферы образования не переживают за точность информации в сегодняшних популярных видео из интернета. Дезинформацией, в частности, наводнен TikTok, и ряд популярных авторов задался целью разоблачать неправду на площадке.
«Кто угодно может склепать красивое видео и сказать, что «ученые открыли то-то и то-то». Люди, которые не умеют интерпретировать доказательства, так как не учились этому в школе ― их очень просто одурачить, ― рассуждает Форрест Валкай, студент-биолог магистратуры и тиктокер, часто опровергающий ложные заявления в социальной сети. ― Всякая ерунда продается на ура».
По словам Шапиро, основной способ, которым зрители могут проверять интернет-просветителей ― это функции взаимодействия сообщества вроде секции комментариев на YouTube и в TikTok. «Если кто-то допускает фактическую ошибку, пользователи YouTube пишут в комментариях: «Это не совсем правда. Все несколько сложнее, или есть нюансы. И вот другая точка зрения», ― добавляет молодой человек.
Вне зависимости от того, добьется ли обучение в формате видеороликов одобрения со стороны крупных деятелей сферы образования, Най призывает людей принять саму идею ― или хотя бы свыкнуться с тем, что это неизбежно. «У нас могут быть смешанные чувства на данный счет, но люди не просто так тянутся к формату», ― уверен ученый.
Шапиро подчеркивает, что обучение через видео в онлайне следует воспринимать как дополнение к традиционной образовательной модели, но не замену ей. Бергерс согласен, что его профессия преподавателя математики в колледже не исчезнет из-за роликов на YouTube, какими бы качественными они ни были.
«Думаю, личное взаимодействие всегда будет играть определяющую роль ― для понимания, мотивации и учебного процесса, ― полагает Бергерс. ― Особо замотивированные всегда читали учебники, а теперь у них появились замечательные видео в интернете, из которых тоже можно почерпнуть много нового, вполне вероятно, даже с большей отдачей, чем при чтении лучших книг. Но всегда необходимо будет привлекать новых людей, поощрять их пользоваться всеми этими чудесными ресурсами, которые сейчас доступны, и по ходу обучения людям захочется общаться друг с другом».
Перевод Антона Бундина