США ввели санкции против МКБ и бывшего зятя Мишустина
Минфин и Госдепартамент США объявили новые санкции против России 24 февраля — в годовщину начала российской «спецоперации»* на Украине.
- Санкции введены в отношении 11 банков, в том числе Московского кредитного банка (МКБ). Ранее он попал под секторальные санкции, теперь — под блокирующие (все активы банка в США блокируются, американцам запрещается иметь дело с банком и структурами, в которых он владеет от 50%), говорится в пресс-релизе Минфина США. В прошлом году банк также был отключен от SWIFT. Помимо него, блокирующие санкции затронули МТС Банк, «Уралсиб», Ланта-Банк, Металлинвестбанк, банки «Левобережный», «Санкт-Петербург», «Приморье», СДМ-Банк, Уральский банк реконструкции и развития (УБРР), «Зенит». Кроме того, аналогичные санкции введены в отношении инвестиционной компании «Велес Капитал».
- В число юрлиц, попавших под санкции, также вошли АО «ЭО ЗАЭС» (организация, эксплуатирующая Запорожскую АЭС) и производитель углеволокна «Юматекс» (входит в структуру «Росатома»), ООО «Алабуга-Волокно», АО «НИИграфит», компания «Итеранет», ООО «ОКБ Спектр», поставщик медоборудования «Тамимед», АО «Элара», ЦНИИ «Буревестник» и другие.
- Персональные санкции (SDN-список, предусматривает блокировку активов и запрет на ведение дел) введены против бизнесмена Александра Удодова — бывшего мужа сестры премьера Михаила Мишустина Натальи Стениной (об их разводе стало известно в 2020 году) и владельца поставщика решений для «закона Яровой» Антона Черепенникова (под санкции попали и связанные с ними компании). Помимо предпринимателей, персональные санкции коснулись российских губернаторов (в их числе — Сергей Цивилев, Олег Кожемяко, Валерий Лимаренко, Глеб Никитин) и чиновников (министр культуры Ольга Любимова, глава Минцифры Максут Шадаев, министр спорта Олег Матыцин). В санкционный список также попали журналистка ВГТРК Ольга Скабеева и жена заместителя командующего объединенной группировкой российских войск на Украине Сергея Суровикина Анна (и связанные с ней компании).
- Кроме того, в SDN-список попали владельцы «Велес Капитал» Дмитрий Бугаенко и Алексей Гнедовский и три руководителя прайват-банков — подразделений, работающих с состоятельными клиентами: Евгения Тюрикова (руководила подразделением private banking в Сбербанке, недавно Frank Media сообщил о ее увольнении), глава А-клуба (private banking Альфа-Банка) Алина Назарова и глава L’Hermitage Private Banking (подразделение Росбанка) Улан Илюшкин.
- Помимо россиян, под санкции попали бизнесмены из Европы Вальтер Моретти (Швейцария и Италия), Маркус Герхард Мюллер (Германия), Рональд Эрик Косман и Бруно Коллер (оба — из Швейцарии) и швейцарская компания Swisstec 3D AKUS AG. По версии США, они причастны к закупке чувствительных технологий и оборудования для российских спецслужб и вооруженных сил.
Люди и организации, попавшие под санкции, «работают в отраслях, которые в конечном итоге поддерживают [«спецоперацию». — Forbes] России против Украины», заявил Минфин США. Он назвал новый санкционный пакет «одним из самых значительных». Новые меры призваны «еще больше изолировать Россию от международной экономики и помешать ей получить капитал, материалы, технологии и поддержку», говорится в пресс-релизе ведомства.
Госдепартамент также ввел визовые ограничения в отношении 1219 российских военнослужащих, а Минторг США расширил черный список: в него попали 76 новых юрлиц из России, Китая, Нидерландов, Канады, Франции, Люксембурга (pdf1. и pdf2.). Под экспортные санкции попали, в частности, технопарк «Сколково» и связанные с ним компании, фонды «Сколково» и «Сколтех», «Мегафон».
Включение российских банков в SDN-лист означает, что американские граждане и компании должны прекратить с ними любые коммерческие взаимоотношения до 25 мая, говорит инвестиционный юрист, эксперт по санкционному праву Елена Рязанова. «Это значит закрыть счета, вывести активы, расторгнуть договоры. Американцам с этими банками нельзя больше делать контрагентские сделки, приобретать бумаги (если эти банки эмитенты). Этим банкам американские банки закроют корсчета, и доллары через них за рубеж не уйдут. Если у них есть счета в американских брокерах или депозитариях, то их тоже закроют», — поясняет она. Будут также заблокированы все активы санкционных банков, которые учитываются в американской инфраструктуре. По словам Рязановой, санкции затронут не только сами банки, но и дочерние структуры, в которых их доля составляет более 50%.
Партнер адвокатского бюро Сергей Гландин в свою очередь отмечает, что платежи физических и юридических лиц, отправленных из санкционных банков в зарубежные, будут заблокированы, а для разблокировки нужно будет обращаться за специальной лицензией OFAC. Кроме того, по его словам, российским банкам, скорее всего также придется прекратить взаимоотношения с другими иностранными банками, которые опасаются стать нарушителями санкционных режимов США.
Что касается включения в санкционный список руководителей направления по работе с частными клиентами ряда российских банков, то, по его словам, это «мера два в одном». «По определению от 22 февраля прошлого года, США планировали бить по российскому финсектору. Также они бьют по элитам. А сектор private banking — это и то, и другое», — объясняет юрист.
Партнер, руководитель санкционной практики коллегии адвокатов «Делькредере» Андрей Тимчук подчеркнул, что по сути любые международные финансовые отношения для компаний из SDN-листа невозможны, поскольку многие иностранные организации будут опасаться попасть под вторичные санкции США, если продолжат работу с российскими подсанкционными банками. Он также отметил, что для клиентов банков и финансовых организаций в этой ситуации «мало приятного». «Довольно часто активы несанкционных клиентов оказываются заблокированы, потому что иностранные финансовые институты или не видят конечного собственника активов, или перестраховываются», — поясняет он.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.