Минюст признал иностранным агентом певицу Земфиру. Ведомство заявило, что она «открыто выступала в поддержку Украины», выступала с концертами в «недружественных» странах с призывами против «специальной военной операции»* на Украине и «получала поддержку от иностранных источников».
Помимо Земфиры, Минюст включил в реестр иноагентов еще семь человек, среди них — оппозиционный политик, бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков. По версии Минюста, Гудков «призывал к предоставлению вооружения Украине» и санкциям против России, выступал на «информационных площадках, предоставляемых иностранными структурами».
В список иноагентов также попали политолог Аббас Галямов, ученый-физик и аналитик выборов Сергей Шпилькин, юрист Анна Ривина (основанный Ривиной центр «Насилию.нет», оказывающий помощь пострадавшим от домашнего насилия, Минюст признал иноагентом в 2020 году), журналист Сергей Асланян, секс-просветительница Александра Казанцева, активистка Татьяна ️Намазбаева.
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве после волны оппозиционных протестов в 2012 году. Изначально его вводили, чтобы применять к некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и получающим иностранное финансирование. Позднее статус иноагентов стали присваивать также физическим и юридическим лицам — в частности, правозащитникам, активистам, адвокатам, журналистам и СМИ, а также незарегистрированным общественным объединениям. С декабря 2022 года всех их Минюст включает в единый реестр (прежде реестров было четыре). По состоянию на 10 февраля в списке было gjxnb 550 строк. В реестре Минюст указывает в том числе тех, в отношении кого принято решение об исключении из числа признанных иноагентами.
Для попавших в реестр установлены специальные требования и ограничения. Например, они обязаны сопровождать свои публикации, в том числе в соцсетях, соответствующей маркировкой и регулярно отчитываться властям о своей деятельности и расходах. Ограничения были ужесточены в 2022 году — иноагентам, в частности, запретили преподавать и производить информационную продукцию для детей, организовывать любые публичные мероприятия, входить в избирательные комиссии.
Кроме того, новый закон, заработавший в 2022 году, изменил критерии признания иноагентом. Если раньше условием этого было получение финансирования из-за рубежа, то теперь это требование перестало быть обязательным: Минюст получил право признавать иноагентом тех, кто, по его мнению, попал под «иностранное влияние».
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
*Изначально в новости было написано, что в реестр добавлена научная журналистка Ася Казанцева. Редакция приносит извинения читателям