Для уехавших из России после начала мобилизации могут ввести ограничения, которые сделают их нахождение за границей «менее комфортным», заявил сенатор Андрей Клишас. Он считает, что уехавших не надо уговаривать вернуться и предлагать за это какие-то «плюшки»
Власти могут ограничить «схемы», которые позволяют уехавшим из страны россиянам работать из-за рубежа и получать деньги в российских компаниях, заявил председатель комитета по госстроительству и конституционному законодательству Совета Федерации Андрей Клишас «Ведомостям». По его словам, законодатели могут принять меры, которые сделают пребывание уехавших после начала мобилизации граждан за границей «менее комфортным».
«Многие из них сбежали [от мобилизации], но продолжают работать в российских компаниях дистанционно. Можем ли мы менять закон в этом плане и ограничивать схемы, которые позволяют людям работать там, а деньги получать отсюда, и мы не можем понять, платят ли они все налоги? Можем», — заявил Клишас. Он не пояснил, что конкретно может измениться в законодательстве. Ограничения для работы из-за рубежа стоит ввести для «сотрудников чувствительных сфер» экономики», как транспортная безопасность или госсектор, пояснил сенатор.
Клишас отметил, что не приравнивает уехавших после начала мобилизации к совершившим преступление, но «с точки зрения морально-этической» считает их поступок скорее подлежащим осуждению, чем нет. Препятствовать возвращению уехавших в Россию конституция не позволяет, но и уговаривать их вернуться, предлагать за это «дополнительные плюшки», не следует, заявил сенатор.
Уехавшие теряют статус налогового резидента, если пробыли в России меньше 183 дней в течение года. Если они работают в России, то их доход рассматривается в качестве дохода от российского источника и подлежит уплате НДФЛ: 13–15% для налоговых резидентов и 30% для нерезидентов. Минфин склоняется к тому, чтобы сохранить для россиян, которые уехали, но продолжают удаленно вести бизнес или работать, подоходный налог на уровне 13%, заявил в ноябре министр финансов Антон Силуанов. Сейчас Минфин обсуждает этот вопрос с парламентом, рассказал он.
Владимир Путин объявил частичную мобилизацию 21 сентября. Сотни тысяч россиян после этого уехали из страны. К началу октября выехал почти 1 млн человек, говорил Forbes собеседник, знакомый с кремлевскими оценками. Другой источник в администрации президента утверждал, что речь идет о 600 000-700 000 россиян. Эти цифры включают уехавших с туристическими целями. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал похожей на «утку» информацию источников Forbes. В ноябре ФСБ сообщила, что с июля по сентябрь россияне выезжали за рубеж 9,7 млн раз, причем число выездов в Казахстан, Армению, Киргизию и Таджикистан стало рекордным за пять лет.
В конце октября глава временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Андрей Климов заявил, что россияне, уехавшие на фоне мобилизации, могут подпасть под действие закона об иноагентах. Позже сам Климов пояснил, что в его заявлении речь «в любом случае» шла о небольшом количестве лиц и «не касается 99,9%» россиян. Кремль назвал слова Климова частным мнением.