Обновление винного рейтинга привязано к природному циклу — к выходу в свет вина новых урожаев, — и этим публикация винного рейтинга выгодно отличается, скажем, от смены политических лидеров, которая, например, в Великобритании случается анекдотически часто, а в Китае, наоборот, симптоматически редко.
В принципе любое стабильное и системно развивающееся сообщество заслуживает своей справедливой иерархии.
Виноделие — серьезная и мифологизированная область человеческих знаний. Она сродни религии: каждый урожай несет благую весть, дарит новую надежду и заставляет нас верить в чудо. Винный рейтинг не вторгается в этот сакральный процесс, но предлагает логически обоснованную систему координат и с ее помощью помогает соразмерить эмоции. Винный мир многополярен, и в его системе координат больше трех измерений. Достоинство вина и его рыночная цена измеряются не только по природно-климатической оси (терруар) или по оси исторически-временной (срок выдержки), но и по научно-технологической, и по рыночно-экономической, а с некоторых пор еще и по геополитической.
Путь российских вин в список первой сотни в этом году был осложнен не только пресловутыми логистическими проблемами. Еще до того, как эти, последние, обострились, организаторы рейтинга ограничили квоту для вин от одной компании в первой сотне мистическим числом четыре и одновременно увеличили количество категорий, представленных в рейтинге, за счет розовых и ликерных вин. Но даже несмотря на то, что пробиться в Top-100 стало труднее, количество компаний, предоставивших свои образцы для отборочных дегустаций, по сравнению с прошлым годом возросло почти в полтора раза. Растущему винному рынку нужен рейтинг, как любой акватории нужна лоция.
В число номинаций этого года, кроме традиционного категорийного набора, вошли: Rising Star — за успешный старт в виноделии, «Вино на винограднике» — за развитие энотуристического направления, а также «Лучшее вино из автохтонных сортов винограда». Кроме того, организаторы решили провести через социальные сети еще и «народное голосование», предоставив подписчикам нескольких партнерских сайтов и Telegram-каналов определить свою первую десятку.
В ответ на возможный упрек в избыточности номинаций можно сказать, что победа в любой из них не освобождает лидеров от ответственности. Как написано в идиоматическом словаре, выражение «раздать всем сестрам по серьгам» подразумевает не только «гостинцы», но и «на орехи».
Винная ассамблея, где будет озвучена первая сотня лучших российских вин этого года, начнется с деловой конференции. Ее спикеры — первые лица винных компаний и профильных ведомств — в формате круглого стола будут обсуждать исторический шанс российского виноделия на возрождение. Тема заявлена громко, но это не простая высокопарность. Шанс занять освобождающиеся сегодня ниши винного рынка выпадает не так часто. И кажется, что, вопреки всем логистическим проблемам, фортуна наконец улыбнулась отечественным виноделам. Осталось проверить, насколько они оказались к этому историческому моменту готовы. Имеют ли они моральное право и физическую возможность утолить жажду массового потребителя и в то же время претендовать на замещение премиального импорта? И в конечном итоге насколько обоснована претензия российского винного сообщества на отраслевой рейтинг?
Пожалуй, только 31 октября на этот вопрос можно ответить словами: «А чем черт не шутит!»
Результаты рейтинга Top100Wines 2022 года
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора