Минтруд изменит правила выплат пособий безработным и опишет статус самозанятых
Минтруд разработает новый закон о занятости населения. Согласно подготовленной концепции, в нем появятся новые меры по борьбе с нелегальным трудоустройством и нормы труда для самозанятых. Выплату пособий по безработице увяжут с обязательствами по поиску работы. Законопроект планируется внести в Госдуму в осенью 2022 года
Минтруд разработал концепцию новой редакции закона «О занятости населения». Концепция не предлагает готовую структуру будущего законопроекта, а лишь обозначает круг проблемных вопросов, сообщили РБК в министерстве. В качестве «болевых» точек в документе названы борьба с нелегальным трудоустройством, порядок выплат пособий безработным и нормы труда для самозанятых. Планируется, что новый законопроект о занятости будет внесен в Госдуму на осенней сессии 2022 года.
Минтруд представил концепцию на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. В документе предполагается, что новый закон должен дать определение теневой занятости, описать ее последствия и закрепить полномочия органов власти по обелению рынка труда. В ноябре 2021 года министерство представило проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах. Он предусматривал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями.
Минтруд в концепции предложил сделать индивидуальный план поиска работы главным механизмом взаимодействия безработных россиян со службами занятости. Он станет обязательным для исполнения, составлять план будут при постановке безработного на учет. В случае невыполнения безработный может потерять пособие. Минтруд допускает и возможность оказания службами занятости платных услуг сверх установленных законодательством.
Для самозанятых (плательщики налога на профессиональных доход) и работающих по договорам гражданско-правового характера установят нормы — по оплате услуг и времени работы и отдыха. Закон также оговорит их доступ к социальным гарантиям — пенсионным правам, пособиям по безработице, временной нетрудоспособности и т.д. Для отслеживания соблюдения этих норм создадут саморегулируемую организацию (СРО). В Минтруде пояснили, что механизмы социальных гарантий для самозанятых можно вводить только после законодательного закрепления их статуса.
Министерство также предложило обсудить допустимую долю иностранного участия в интернет-платформах, которые нанимают самозанятых. Новой редакцией закона предлагается установить правила использования заемного труда — когда работодатель по договору предоставляет сотрудников другом физическому или юридическому лицу. Такой вид деятельности является переходным между классическими трудовыми отношениями и новыми формами занятости, отметил Минтруд. Предусматривается установить конкретные условия договора о предоставлении персонала, пересмотреть требования к организациям, оказывающим подобные услуги, и определить виды работ, для которых применим заемный труд.
Директор института занятости и профессий НИУ ВШЭ, член рабочей группы Федор Прокопов предупредил о двух рисках доступа самозанятых к соцгарантиям. «Первый — уход самозанятых в тень, что сведет на нет эффект от эксперимента. Второй — рост стоимости работ и, как следствие, падение спроса на них», — отметил он. Руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Александр Башкатов отметил, что увязка плана поиска работы с выплатой пособия безработным соответствует международным практикам. Так, в Великобритании невыполнение письменных обязательств безработным уменьшает размер его пособия.
Секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов считает, что сейчас властям не хватает системности в борьбе с теневой занятостью. Так, режим самозанятости привел к потере многими официального трудоустройства. По состоянию на сентябрь 2021 года Росстат оценивал количество неформально занятых в 14,5 млн человек, или 20,1% от общей численности занятых.
В ноябре 2021 года Минтруд представил проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах. Он предусматривал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями. Минфин предупреждал, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034 году потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год. Серый фонд оплаты труда в России министерство оценивало в 10 трлн рублей. По данным Росстата, в 2020 году он составил около 10,4 трлн рублей.