Укрощение империй: в чем причина нынешнего геополитического кризиса
Конечно, есть основания полагать, что ответ на этот вызов США снова будут искать у Джорджа Кеннана в его политике сдерживания. Дескать, внешнее давление ускорит крах авторитарного режима в России и приведет к власти либеральное правительство, которое неизбежно примет все условия Запада. Во времена перестройки так и случилось. Россия потеряла Восточную Европу и значительную часть завоеваний XVIII–XIX веков, но уже через 10 лет либеральное правительство России трансформировалось в авторитарное и вернулось к политике противостояния с Западом. Санкции, безусловно, нанесли немалый ущерб экономике России, но она в целом их выдержала.
Популярность Путина хоть и снизилась, все еще остается на уровне, достаточном для уверенной победы на выборах. А геополитический шантаж 2021 года продемонстрировал, что Путин не потерял и статус глобального игрока. Конечно, соблазнительно считать Россию «угасающей державой». Но наша история доказывает, что страна в состоянии пересобрать себя в достаточно короткие сроки. Так было во времена Смуты XVII века, так было в 1917 году, так случилось и в 1991-м. Не пришло ли время подумать о новой стратегии, которую один мой друг называет удушением в объятиях?
Такая политика оказалась очевидно более эффективной в отношении Германии, Японии или Испании, где тоталитаризм забыт, кажется, навсегда. Стратегия сдерживания, напротив, оборачивается внутриполитическими заморозками, выдавливанием из политического поля, да и из страны либералов и позволяет легко консолидировать поддержку режима перед лицом внешней опасности, хоть и мнимой.
Очень скоро при сохранении курса Кеннана мы попрощаемся и с Google, и с Meta (Facebook), и с YouTube. И даже в случае ослабления авторитарного режима такая политика, как мы могли убедиться, не гарантирует от рецидивов реваншизма. Западу стоило бы внимательнее изучить собственный опыт в отношениях хотя бы с Франко. Испания так же, как и Россия, не потерпела поражения в горячей войне. И смогла в короткие сроки безболезненно перейти от фашистской диктатуры к демократии. А ведь была когда-то тоже империей, покрупнее Российской.