Измена углем: как уголовное дело против Порошенко скажется на его политических планах
За две недели до новогодних торжеств пятый президент покинул страну, избежав вручения подозрения (процедура, приблизительно соответствующая предъявлению обвинения в России) со стороны Государственного бюро расследований (ГБР). В партии «Европейская солидарность» заявили, что их лидер отправился в запланированную заранее командировку и вернется, когда закончит все зарубежные дела. Скептики считали, что бывший глава государства не вернется вообще.
Суд над президентом
Накануне объявленного возвращения Порошенко сравнивали и с Михаилом Саакашвили, и с Алексеем Навальным. Аналогии, как обычно, хромали: Саакашвили возвращался тайно, уже будучи осужденным, Навальный как минимум никогда не был президентом своей страны. Но как бы там ни было, 17 января бывший президент прямо из аэропорта направился в суд, выбиравший ему меру пресечения по подозрению в госизмене (тюрьма, впрочем, Порошенко не грозит, даже прокуратура согласна на залог).
Какие обвинения предъявлены оппозиционному ныне политику? Досудебное расследование установило, что фигуранты уголовного дела (кроме Порошенко, еще трое, включая кума Владимира Путина Виктора Медведчука) «способствовали деятельности террористических организаций, совершая умышленные действия в ущерб территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной и экономической безопасности Украины». Конкретная роль Порошенко состояла в том, что в ноябре 2014 года на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины он «выразил сомнения в качестве угля», завезенного в страну из ЮАР, что привело к отказу поставщика от выполнения своих обязательств. Взамен южноафриканского Украина стала закупать уголь у предприятий, находящихся на неподконтрольной Киеву территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, причем два предприятия-поставщика перерегистрировались в Киеве, официально получали средства на свои счета и платили налоги в украинский бюджет. Всего в течение 2015 года поставщики с неподконтрольных территорий получили в качестве оплаты за уголь не менее 205 млн гривен.
С учетом того, что сегодня Украина, испытывающая дефицит угля определенных марок, закупает это сырье в первую очередь у России (и даже существенно нарастила затраты на это в течение прошлого года), содержание предполагаемой государственной измены бывшего президента вызывает некоторые вопросы. А преследование нынешней властью своего политического оппонента стилистически все больше смахивает на судебный процесс против Юлии Тимошенко во времена президентства Виктора Януковича. Даже Печерский районный суд Киева тот же самый.
Сторонники встречали Порошенко с размахом. Разные источники насчитывали от 1500 до 10 000 митингующих в районе столичного аэропорта Жуляны. Часть из них отправились вслед за экс-президентом в центр города. «Порох есть — дайте огня!» — попавший на картинку всех телеканалов несложный слоган, отсылающий к фамилии политика и старой песне Виктора Цоя, по сути, звучит далеко не безобидно. Сам Порошенко, выступая перед собравшимися, призвал украинцев к единству, «чтобы победить Россию и дать отпор кремлевскому старцу Путину». Он также объявил о начале объединения демократических оппозиционных сил.
Пятый против шестого
Для Владимира Зеленского и его команды предыдущий президент был и остается наиболее опасным противником. Более того, уровни их поддержки неуклонно сближаются. По результатам большинства социологических опросов конца прошлого года, Зеленский все еще побеждает Порошенко в гипотетическом втором туре президентских выборов, хотя и с отрывом всего в несколько процентных пунктов. Но последний по времени опрос Центра Разумкова и Фонда «Демократические инициативы» (данные опубликованы 29 декабря) впервые дает другую картину: 50,1% у пятого президента и 49,9% у шестого. Разумеется, такой отрыв гораздо ниже статистической погрешности, однако он позволяет уверенно говорить о прекращении тотального доминирования Зеленского.
Спрос на новые лица в политике, позволивший действующему президенту одержать сокрушительную победу меньше трех лет назад, никуда не делся. Нельзя исключать, что в 2024-м некий убедительный новый лидер сметет с украинской политической доски обоих политиков. Но пока такого лидера не видно, маятник истории, вынесший на вершину популярности Владимира Зеленского, потихонечку движется обратно. Укреплению позиций Порошенко способствует и внешнеполитическая повестка: опасения нового обострения в Донбассе, тесное сближение с Москвой еще недавно лояльных к Украине Белоруссии и Казахстана, в целом усиления противостояния Восток-Запад, в котором Киев не может занять нейтральную позицию.
А попытка представить Петра Порошенко подельником Медведчука и опосредованно агентом Москвы натыкается на его памятную всем антикремлевскую политику, которая еще совсем недавно многих украинских избирателей раздражала. И нынешнее довольно неловкое уголовное дело, уже вынесшее фамилию пятого президента в заголовки всех главных новостей, может оказаться только на пользу его политическим планам.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора