К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Взрывоопасные переговоры: как Россия и Запад ищут меньшее зло

Фото EPA/TASS
Фото EPA/TASS
Москва настаивает на срочном решении вопросов безопасности, а США и Европа не готовы уступать давлению. Если добиться прогресса на переговорах не удастся, события могут пойти по непредсказуемому и, возможно, трагическому сценарию, считает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Андрей Баклицкий

Дипломатический марафон по обсуждению запрошенных Россией гарантий безопасности, прошедший в Женеве, Брюсселе и Вене, подтвердил то, что казалось ясным и до его начала, — достичь компромисса будет очень сложно, если вообще возможно.

Ограниченная угроза

Суть конфликта заключается в том, что российское руководство не устраивает система безопасности, сформировавшаяся в Европе после холодной войны, а Запад и США эта система устраивает. Москва настаивает на гарантиях нерасширения НАТО на восток (включая Украину и Грузию), прекращении «военной деятельности» альянса в странах Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии и отводе военной инфраструктуры НАТО к состоянию на 1997 год.

Вашингтон и Брюссель готовы обсуждать только те предложения, которые касаются деэскалации и не затрагивают сложившейся военно-политической структуры — отказ от размещения ракет средней и меньшей дальности, регулярность и масштабы учений, транспарентность в военной сфере. Учитывая, что Россия давно добивалась обсуждения этих вопросов, это можно было бы назвать победой — но российское руководство настаивает, что, когда на кону стоят вопросы регионального порядка, отделаться полумерами Западу не удастся.

 

Основной тезис Москвы — сложившаяся система европейской безопасности не обеспечивает безопасность России, она неустойчива и даже взрывоопасна. Сохранение статус-кво и тем более дальнейшее развитие существующих трендов приведут к эскалации, в том числе к военной. Главная проблема этого взгляда в том, что даже в рисуемом Россией мрачном сценарии существующая система будет устраивать Вашингтон больше, чем предлагаемая Москвой альтернатива. 

Да, администрация Джозефа Байдена предпочла бы меньше заниматься Европой и больше Китаем, да, дипломатические кризисы отвлекают от непростой ситуации внутри самих США, да, у Белого дома были планы на взаимодействие с Москвой по климату и региональным вопросам. Но Запад констатирует, а Россия не слишком опровергает концентрацию российских войск в направлении Украины, а не Прибалтики. Перспективы военного конфликта между Россией и НАТО на данный момент серьезно не обсуждаются. У США нет никаких договорных обязательств перед Киевом, на случай российско-украинского конфликта заготовлен пакет довольно серьезных санкций, а из всего списка запросов Москвы «военно-техническими мерами» можно добиться только затягивания вступления Украины в НАТО, которое и так не было хоть сколько-нибудь важно для американской администрации. Более того, военный конфликт Москвы и Киева приведет к наращиванию инфраструктуры НАТО на восточном фланге — результату, прямо противоположному российским интересам. 

 

Возможно, в Вашингтоне считают, что в итоге Москва все же согласится обсуждать только приемлемую для Запада часть своих предложений и отправит войска в места постоянной дислокации. В этом есть своя понятная логика. Более того, можно предположить, что потенциал переговорного процесса с точки зрения российского руководства далеко не исчерпан. Раз в одиночку Россия может обеспечить выполнение только части своих запросов, столкнувшись при этом с заметной ценой своих действий, достижение желаемого результата любыми другими (и в первую очередь дипломатическими) методами было бы предпочтительнее.  

Приемлемые потери

При этом складывается ощущение, что и для руководства России, и для западных лидеров разрешение вопроса с помощью «военно-технических мер» может оказаться нежелательным и рискованным, но допустимым вариантом по сравнению с наихудшей альтернативой. Ночным кошмаром для Москвы стало бы вступление Украины в альянс, увеличение границы Россия-НАТО в три раза, и размещение натовских войск и вооружений на украинской территории. Худшим вариантом для Запада (даже оставив морально-этическую сторону вопроса) стала бы уступка силовому давлению, возможный раскол в НАТО, снижение влияния США на Европу (для Вашингтона), демонстрация слабости в других регионах мира.

Главным неизвестным в этом уравнении остается время. Принятие Украины в НАТО не стоит на ближайшей повестке альянса, речь идет о многих годах, если не десятилетиях. Но российское руководство настаивает на срочном решении — похоже, оно ориентируется на какие-то другие факторы, будь то «освоение украинской территории НАТО» или укрепление украинских вооруженных сил. Именно восприятие Москвой безотлагательности вопроса определит, сколько продлятся переговоры с Западом.

 

Если добиться прогресса на них не удастся, не исключены очень резкие действия с не до конца предсказуемыми и возможно трагическими последствиями. Вариантов в публичном пространстве обсуждается масса: от признания или присоединения ДНР и ЛНР до размещения войск и техники на Кубе или в Венесуэле. Но наиболее часто упоминаются некие провокации со стороны Украины, на которые Россия будет вынуждена дать военный ответ — такое развитие событий стало бы по настоящему трагическим.

Альтернативой этому мог бы стать реальный поиск новой архитектуры безопасности в Европе, которая отвечала бы интересам всех сторон. Такой диалог мог бы отталкиваться не от конкретных российских запросов, а от вызовов безопасности как России, так и других стран региона. К сожалению, в текущей обстановке ожидать чего-то подобного было бы слишком наивно. 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+