Нерезиновая Европа: как действия Минска привели к кризису миграционной политики ЕС
Происходящее на восточных границах Евросоюза напоминает сводки новостей 2015 года, когда Европа столкнулась с полноценным миграционным кризисом из-за потока беженцев с Ближнего Востока и Африки. Сейчас с проблемами столкнулись Польша, Литва и в меньшей степени Латвия. На литовско-белорусской границе введен режим чрезвычайного положения, а Польша для охраны границы дополнительно перебросила 12 000 солдат.
С начала 2021 года все большее число граждан Ирака, Афганистана, Сирии и ряда других стран устремляются в Белоруссию, чтобы оттуда попасть в ЕС и получить там убежище. По данным Frontex, европейского агентства, отвечающего за безопасность границ, с января по октябрь чаще всего нелегально попасть на территорию Евросоюза через Белоруссию пытались граждане Ирака (3868 человек), Афганистана (590), Сирии (265), Конго (207).
В условиях жесткого политического конфликта с ЕС белорусские власти ищут уязвимости в европейских институтах и, как им кажется, нашли их в сфере миграционной политики. В июле президент Александр Лукашенко заявил, что больше не будет сдерживать поток беженцев в ЕС — из-за европейских санкций у Белоруссии нет для этого «ни денег, ни сил». Открыв свои границы, Белоруссия «тестирует» уровень демократии и соблюдения прав человека в ЕС. Как Европа проходит этот тест?
Гибридная проблема
Один из основополагающих принципов миграционной политики ЕС гласит, что ни одно государство Евросоюза не может выдворить беженцев, не предоставив им возможности подать прошение о предоставлении убежища. Однако принятые на саммитах ЕС решения не всегда потом выполняются на уровне отдельных членов союза. По информации Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), с началом пограничного кризиса страны Балтии все чаще нарушают нормы ЕС, отправляя заявителей обратно в Белоруссию без всяких процедур и регистрации прошения.
В августе 2021 года Европейский суд по правам человека запретил высылать из Литвы пятерых афганцев, которые попросили приостановить их отправку в Белоруссию и дать им право обратиться с прошением о международной защите. В ответ литовский министр внутренних дел Агне Билотайте заявила о необходимости изменения миграционной политики ЕС и о том, что власти Литвы и дальше будут выдворять мигрантов в «особых» ситуациях, создающих угрозу безопасности страны.
Литовские официальные лица называют происходящее «гибридной агрессией» с целью дестабилизации ситуации в стране. Польша требует от белорусских дипломатов объяснений об «агрессивных действиях на польско–белорусской границе». В ответ МИД Белоруссии обвиняет европейских коллег в «беспочвенном и эпатажном повышении градуса напряженности».
Основания для претензий у Европы есть. Словно для усиления хаоса, в начале октября Минск в одностороннем порядке приостановил исполнение соглашения о реадмиссии с ЕС, прекратив принимать обратно лиц, попавших на территорию Евросоюза из Белоруссии, а затем депортированных.
Тем не менее оспорить действия белорусских властей в рамках действующего международного права сложно. У Белоруссии действуют соглашения о безвизовом въезде с 76 странами, среди которых, например, Пакистан, Ирак и Иордания. Имеющие право на безвизовый въезд могут затем покинуть территорию Белоруссии через пункты пропуска в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве — в этом тоже нет никакого нарушения. Минск имел право в несколько раз увеличить количество авиарейсов в страны Ближнего Востока, ввести прямое авиасообщение с городами и странами, охваченными военными конфликтами, и разрешить регулярные полеты в страну таких авиакомпаний, как иракская Fly Baghdad или сирийская Cham Wings Airlines.
Кстати, большинство акций последней принадлежит родственникам сирийского президента Башара Асада, и этот факт уже стал предметом отдельных дискуссий в ЕС. В частности, немецкие власти ужесточают требования к авиакомпаниям, которые могут быть вовлечены в переброску мигрантов.
Дилемма ценностей
Пока в Брюсселе больше говорят об «инструментализации» миграционной проблемы властями Белоруссии и думают о новых санкциях против Минска. 9 ноября Евросоюз приостановил действие соглашения об упрощении визового режима для белорусских чиновников.
И все же менеджмент миграционных потоков на границах ЕС и Белоруссии — это вопрос политической воли, а не бюрократических инструкций и процедур. Брюссель и страны Евросоюза находятся перед правовой дилеммой — дать жесткий отпор попыткам нелегального перехода восточных границ союза, использовать для этого армию и фактически нарушить миграционные правила ЕС или быть гибкими, пустить беженцев, но в ответ получить рост недовольства граждан многих европейских стран, которые и так все чаще голосуют за правые партии, активно использующие антимигрантскую риторику. Любой вариант выбора связан с большими рисками, в том числе репутационными. Видимо, власти государств ЕС постараются найти компромиссное решение и организовать безопасное возвращение мигрантов в страны происхождения, которые в обмен получат дополнительные финансовые бонусы. Уже анонсировано дополнительное финансирование лагерей сирийских беженцев в Турции, Иордании, Ливии и Египте.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора