К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нерезиновая Европа: как действия Минска привели к кризису миграционной политики ЕС

Фото: Attila Husejnow / SOPA Images / LightRocket via Getty Images
Фото: Attila Husejnow / SOPA Images / LightRocket via Getty Images
В условиях политического конфликта с ЕС Белоруссия открыла свою территорию для транзита мигрантов из стран Азии и Африки, желающих попасть в Европу. По мнению директора Института миграционной политики Ольги Гулиной, пока беженцев пытаются остановить силой, а Брюсселю потребуется время, чтобы найти выход из нового кризиса

Происходящее на восточных границах Евросоюза напоминает сводки новостей 2015 года, когда Европа столкнулась с полноценным миграционным кризисом из-за потока беженцев с Ближнего Востока и Африки. Сейчас с проблемами столкнулись Польша, Литва и в меньшей степени Латвия. На литовско-белорусской границе введен режим чрезвычайного положения, а Польша для охраны границы дополнительно перебросила 12 000 солдат. 

С начала 2021 года все большее число граждан Ирака, Афганистана, Сирии и ряда других стран устремляются в Белоруссию, чтобы оттуда попасть в ЕС и получить там убежище. По данным Frontex, европейского агентства, отвечающего за безопасность границ, с января по октябрь чаще всего нелегально попасть на территорию Евросоюза через Белоруссию пытались граждане Ирака (3868 человек), Афганистана (590), Сирии (265), Конго (207).

В условиях жесткого политического конфликта с ЕС белорусские власти ищут уязвимости в европейских институтах и, как им кажется, нашли их в сфере миграционной политики. В июле президент Александр Лукашенко заявил, что больше не будет сдерживать поток беженцев в ЕС — из-за европейских санкций у Белоруссии нет для этого «ни денег, ни сил». Открыв свои границы, Белоруссия «тестирует» уровень демократии и соблюдения прав человека в ЕС. Как Европа проходит этот тест? 

 

Гибридная проблема

Один из основополагающих принципов миграционной политики ЕС гласит, что ни одно государство Евросоюза не может выдворить беженцев, не предоставив им возможности подать прошение о предоставлении убежища. Однако принятые на саммитах ЕС решения не всегда потом выполняются на уровне отдельных членов союза. По информации Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), с началом пограничного кризиса страны Балтии все чаще нарушают нормы ЕС, отправляя заявителей обратно в Белоруссию без всяких процедур и регистрации прошения.

В августе 2021 года Европейский суд по правам человека запретил высылать из Литвы пятерых афганцев, которые попросили приостановить их отправку в Белоруссию и дать им право обратиться с прошением о международной защите. В ответ литовский министр внутренних дел Агне Билотайте заявила о необходимости изменения миграционной политики ЕС и о том, что власти Литвы и дальше будут выдворять мигрантов в «особых» ситуациях, создающих угрозу безопасности страны. 

 

Литовские официальные лица называют происходящее «гибридной агрессией» с целью дестабилизации ситуации в стране. Польша требует от белорусских дипломатов объяснений об «агрессивных действиях на польско–белорусской границе». В ответ МИД Белоруссии обвиняет европейских коллег в «беспочвенном и эпатажном повышении градуса напряженности».

Основания для претензий у Европы есть. Словно для усиления хаоса, в начале октября Минск в одностороннем порядке приостановил исполнение соглашения о реадмиссии с ЕС, прекратив принимать обратно лиц, попавших на территорию Евросоюза из Белоруссии, а затем депортированных. 

Тем не менее оспорить действия белорусских властей в рамках действующего международного права сложно. У Белоруссии действуют соглашения о безвизовом въезде с 76 странами, среди которых, например, Пакистан, Ирак и Иордания. Имеющие право на безвизовый въезд могут затем покинуть территорию Белоруссии через пункты пропуска в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве — в этом тоже нет никакого нарушения. Минск имел право в несколько раз увеличить количество авиарейсов в страны Ближнего Востока, ввести прямое авиасообщение с городами и странами, охваченными военными конфликтами, и разрешить регулярные полеты в страну таких авиакомпаний, как иракская Fly Baghdad или сирийская Cham Wings Airlines.

 

Кстати, большинство акций последней принадлежит родственникам сирийского президента Башара Асада, и этот факт уже стал предметом отдельных дискуссий в ЕС. В частности, немецкие власти ужесточают требования к авиакомпаниям, которые могут быть вовлечены в переброску мигрантов. 

Дилемма ценностей

Пока в Брюсселе больше говорят об «инструментализации» миграционной проблемы властями Белоруссии и думают о новых санкциях против Минска. 9 ноября Евросоюз приостановил действие соглашения об упрощении визового режима для белорусских чиновников.

И все же менеджмент миграционных потоков на границах ЕС и Белоруссии — это вопрос политической воли, а не бюрократических инструкций и процедур. Брюссель и страны Евросоюза находятся перед правовой дилеммой — дать жесткий отпор попыткам нелегального перехода восточных границ союза, использовать для этого армию и фактически нарушить миграционные правила ЕС или быть гибкими, пустить беженцев, но в ответ получить рост недовольства граждан многих европейских стран, которые и так все чаще голосуют за правые партии, активно использующие антимигрантскую риторику. Любой вариант выбора связан с большими рисками, в том числе репутационными. Видимо, власти государств ЕС постараются найти компромиссное решение и организовать безопасное возвращение мигрантов в страны происхождения, которые в обмен получат дополнительные финансовые бонусы. Уже анонсировано дополнительное финансирование лагерей сирийских беженцев в Турции, Иордании, Ливии и Египте.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+