Минюст расширил список СМИ-иноагентов: в него включены организации «Иркутский союз библиофилов» и «Честные выборы», которые создали ранее попавшие в реестр люди. Число участников списка СМИ-иноагентов приближается к сотне
Минюст включил в реестр СМИ-иноагентов Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов» и общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы».
«Иркутский союз библиофилов», согласно данным СПАРК, был создан в 2005 году. Учредитель организации — иркутский краевед и историк Алексей Петров, которого Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов в сентябре.
ООО «Честные выборы» было зарегистрировано в Москве в октябре 2021 года, следует из данных СПАРК. Его учредителями указаны 18 человек, связанных с движением «Голос» (внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений — иноагентов). В сентябре учредители ООО «Честные выборы» были внесены в реестр СМИ-иноагентов.
«В данном случае речь идет о добросовестном выполнении указанными физическими лицами требований закона, установленных для лиц, включенных в реестр, и направленных на повышение информационной прозрачности их деятельности», — сообщил Минюст. По закону люди, попавшие в реестр иноагентов, должны в течение месяца зарегистрировать российское юридическое лицо и уведомить об этом Минюст. После этого юрлицо также должно быть включено в реестр.
По данным на 19 ноября, в реестр СМИ-иноагентов было включено 97 изданий, организаций, журналистов и активистов. В начале ноября Минюст впервые добавил в него адвокатов. В частности, в реестр СМИ-иноагентов включили Ивана Павлова, который представляет интересы обвиняемых в шпионаже и госизмене. Среди его подзащитных — экс-журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов и бывший топ-менеджер «Интер РАО» Карина Цуркан.
В августе некоторые СМИ, в том числе Forbes, опубликовали открытые обращения к властям, в которых призвали их пересмотреть закон об иноагентах и прекратить преследование журналистов. Кремль, в свою очередь, не согласился с заявлениями журналистов о преследовании СМИ. В то же время президент Владимир Путин 21 октября признал, что в законе «размытые критерии» и их надо еще раз изучить.