Минюст внес в список СМИ-иноагентов адвоката журналиста Ивана Сафронова
Ивана Павлова, специализирующегося на защите обвиняемых в шпионаже и госизмене, внесли в реестр СМИ-иноагентов. Прежде адвокатов в этот реестр не включали
Минюст включил в перечень СМИ — иностранных агентов адвоката Ивана Павлова. Прежде адвокатов в этот реестр не включали.
Помимо Павлова, в список СМИ-иноагентов внесены еще четыре человека — Валерия Ветошкина, Максим Заговор, Елена Скворцова и Максим Оленичев. Все они работали в правозащитном объединении «Команда 29» до его ликвидации, уточняет «Новая газета».
В сообщении Минюста подчеркивается, что юристы включены в список СМИ-иноагентов «во исполнение требований действующего законодательства».
Кроме того, в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, ведомство включило «Российскую ЛГБТ-сеть».
Павлов в эфире телеканала «Дождь» (внесен в России в реестр СМИ-иностранных агентов) заявил, что его включение в список иноагентов может быть связано с желанием российских властей помешать ему вернуться в Россию. Адвокат отметил, что ему «не стыдно» оказаться в одном реестре с «приличными людьми».
Павлов известен защитой обвиняемых в шпионаже и госизмене. Среди его подзащитных — бывший топ-менеджер «Интер РАО» Карина Цуркан, которую приговорили к 15 годам колонии по делу о шпионаже. Павлов также защищал бывшего журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова, обвиняемого в госизмене. Ни Сафронов, ни Цуркан вину не признали. В апреле адвокату предъявили обвинение в разглашении данных предварительного следствия по делу Сафронова (статья 310 УК, наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ или до трех месяцев ареста). В сентябре Павлов уехал из России. Вскоре после этого Минюст попросил лишить его адвокатского статуса.
Президент Владимир Путин 21 октября заявил, что в реестр иноагентов не будут включать людей и организации «ковровым образом». При этом он отметил, что «размытые критерии» закона об иноагентах надо еще раз изучить. Он заявил, что закон не запрещает иметь собственное мнение по какому-либо вопросу, но «деньги, которые получаются из-за кордона, из-за бугра, должны быть окрашены».
В середине октября Путин также говорил, что закон об иноагентах и в США, и в России необходим, чтобы защитить «политические процессы от влияния извне». «Мы знаем, что мы делаем, и будем делать то, что соответствует интересам Российской Федерации», — заявил президент.
По данным на 8 ноября, в реестр СМИ-иноагентов было включено более 90 изданий, организаций, журналистов и активистов. В августе некоторые СМИ, в том числе Forbes, опубликовали открытые обращения к властям, в которых призвали их пересмотреть закон об иноагентах и прекратить преследование журналистов. Кремль в свою очередь не согласился с заявлениями журналистов о преследовании СМИ.