Главные новинки январского Салона высокого часового искусства SIHH адресованы женщинам — таков наш вывод после посещения Женевы.
Пристальные взгляды в сторону дам часовщики стали бросать еще в прошлом году, а сейчас делают это вполне откровенно. Акцент на женские коллекции можно назвать основным современным трендом, внутри которого заметны еще несколько направлений. Первое — миниатюризация, переход от крупных корпусов к диаметрам 22–36 мм, влияние ар-деко. Часы возвращают себе функцию женского украшения, соразмерного запястью. С этим же связано повышенное внимание к браслетам: среди них становится все больше металлических, с разными вариантами плетения для максимальной гибкости. Второе направление — ювелирные часы, которые становятся еще более роскошными за счет изобретательного использования декоративных техник, а также соединения виртуозной ювелирной работы со сложными механизмами. И третье — повседневные часы, которые можно было бы назвать классическими, если бы они не были «производными» мужских моделей. В некоторых случаях их даже не называют женскими, представляя как «часы для узких запястий».
Жажда новизны
С чем же связано переключение внимания на женскую аудиторию в это непростое с финансовой точки зрения время? Часовщики неоднократно признавались, что мужчины в принципе более практичные покупатели: они тщательно взвешивают соотношение полезных функций и цены, оценивают целесообразность трат и могут отложить новое приобретение до лучших времен. Но дамам отказать они не могут.
Женщины же, будучи существами эмоциональными и импульсивными, не только принимают подарки, но и сами продолжают делать приобретения, интересуясь всеми новыми предложениями. В этом смысле как новость воспринимается не только запуск коллекции, но даже вариация формы и цвета ремешка. А тем более сотрудничество часовых марок с миром fashion.
В этом году еще две мануфактуры заявили о такой коллаборации. Roger Dubuis представил коллекцию Velvet by Massaro, созданную при участии обувного ателье Massaro, работавшего со всеми домами моды и создавшего в свое время двуцветные туфли c черным мыском для Chanel. В Jaeger-LeCoultre пошли еще дальше: пригласили знаменитого Кристиана Лубутена разработать не только коллекцию ремешков, но и варианты циферблатов — для персонификации моделей культовой линии Reverso с поворотным корпусом, обновленной в этом году в связи с ее 85-летием. Теперь, заказывая модель Duetto в Atelier Reverso, можно комбинировать классический и авторский циферблаты, а затем выбрать ремешок в смелой для Jaeger-LeCoultre цветовой гамме «деграде» или с фигурной перфорацией.
До блеска в глазах
Мануфактура Audemars Piguet впечатлила бриллиантовой «фурией» — ювелирными часами-браслетом Diamond Fury, имитирующими свернувшегося дракона со вздыбленной чешуей. В версии с полным паве 4841 бриллиант, с ониксом — немногим меньше. Овальные Millenary предстали в двух вариациях: «зебра» с чередованием полос черного оникса и бриллиантов (так декорирован даже мост механизма) и модель с жемчужной сеткой на циферблате.
Компания Piaget впервые представила автоматические часы для женщин с усложнением — лунным календарем: модели Limelight Stella предлагаются в корпусах из розового или белого золота, на ремешках из кожи разных цветов. Вечерняя модель Limelight Gala теперь посажена на гибкий браслет «миланского плетения» из белого или розового золота. А в линейке ультратонких часов Altiplano изображение розы сорта Yves Piaget выполнено в технике маркетри (аппликации) из перламутра и древесины сикомора.
Дом Cartier традиционно выступил в нескольких направлениях, представив и уникальные модели, и лимитированные серии, и коммерческие коллекции. Главным экспонатом стенда стали крупные ювелирные часы-кулон Tourbillon Mysterieux Azure стоимостью CHF 1,5 млн, выполненные в единственном экземпляре (стр. 61), они были проданы за 15 минут. Принцип действия таких прозрачных механических часов («магических часов Картье») изобретен Луи Картье в начале XX века: стрелки нанесены на вращающиеся диски из сапфирового стекла, а остальная часть механизма распределена по внутренней окружности корпуса и остается невидимой. В линиях ювелирных часов-браслетов Cartier a l’infini и Rings of Saturn использован легендарный калибр 101 — этот механизм с ручным заводом, разработанный мануфактурой Jaeger-LeCoultre еще в 1929 году, до сих пор остается самым маленьким в мире. Его размеры позволяют ювелирам не ограничивать свою фантазию. Обещает стать востребованной новая коллекция Hypnose — в нее входят овальные часы с кварцевым механизмом, декорированные бриллиантами и черным лаком. Коллекция отсылает к стилю ар-деко и модели Baignoire, созданной более ста лет назад.
Кстати, во время проведения SIHH в Женеве отдельные презентации устраивают и не участвующие в салоне марки: они используют возможность показать профессиональной аудитории новинки, готовясь к самой масштабной часовой выставке, которая в этом году пройдет в марте в Базеле.