К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

СМИ — иностранные агенты: подробности скандального законопроекта

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Автор законопроекта, депутат «Единой России» Евгений Федоров о том, зачем закреплять за российскими СМИ, получающими гранты или финансирование из-за рубежа, статус «иностранных агентов»

Депутат от «Единой России» Евгений Федоров в среду, 18 июля, внес в Госдуму законопроект, который закрепляет за российскими СМИ, получающими гранты или финансирование из-за рубежа, статус «иностранных агентов».

Законодательная инициатива Федорова базируется на внесении ряда изменений в закон «О средствах массовой информации». В основные понятия существующего закона предлагается добавить определение «средство массовой информации — иностранный агент». Так будут называться СМИ, которые получают деньги или имущество от «иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц», причем «ярлык» закрепляется за финансирование в любом размере.

Документ предполагает создание специального реестра «СМИ — иностранных агентов» для их регистрации и учета. Попавшие в этот список средства массовой информации будут обязаны сопровождать свою продукцию пометкой о том, что эта продукция произведена и распространяется «СМИ — иностранным агентом». Как именно медиа должны ставить на себе подобное клеймо, в законопроекте не прописано. Однако Федоров сообщил Forbes, что по его проекту печатным изданиям надлежит указывать принадлежность к «иностранным агентам» в выходных данных, радиостанциям — на сайте, а телеканалам — в лицензионных данных.

 

Кроме того, в соответствии с предложенными правками, «СМИ — иностранных агентов» обяжут сдавать отчетность о целях использования денег и имущества, полученных из иностранных источников. В настоящей редакции закона «О СМИ» понятия об отчетности не существует вообще. Орган, который будет изучать поступающую от СМИ отчетность, в документе не упоминается, но, по словам Федорова, этим займется действующее Агентство по печати и массовым коммуникациям.

Отметку получат только те СМИ, которые получают финансирование не по договорам, пояснил автор проекта. По его мнению, это и позволит отделить политическую деятельность от коммерческой. Таким образом, законопроект не затронет рекламу зарубежной продукции, а также не коснется медиа, принадлежащих иностранным владельцам. Стоит отметить, что из текста самого документа это совершенно не следует.

 

По поводу целей данного законопроекта Федоров рассказал Forbes следующее: «В прошлом году в конгрессе США была дискуссия, где участвовала Хиллари Клинтон. Она пришла туда и попросила дополнительных денег на информационную войну с российским правительством в России. И такие деньги ей были предоставлены. Мы хотели бы, чтобы политические деньги, вот в данном случае идущие, например, по линии государственного бюджета и поступающие в качестве грантов в российские средства массовой информации, отражались в средствах массовой информации Российской Федерации». Это позволит аудитории знать, кто спонсирует ту или иную информацию и в чьих интересах она распространяется, утверждает Федоров. При этом в пояснительной записке к документу говорится о том, что он разработан «в целях повышения открытости деятельности» СМИ, получающих поддержку из-за рубежа. Федоров считает, что внесенный законопроект является логическим продолжением недавно принятого закона об «НКО — иностранных агентах».

«Очевидным примером» СМИ, которое получит пометку в случае принятия закона, Федоров назвал «Радио Свобода», но добавил, что «вообще таких СМИ по нашим расчетам несколько тысяч».

Какой будет ответственность за уклонение СМИ от получения статуса иностранного агента или за отсутствие необходимых пометок у публикаций, профинансированных из заграницы, пока неизвестно. «Закон устанавливает принципы, а агентство и правительство уже разрабатывают их в деталях», — пояснил Федоров. Тем не менее закон об НКО — иностранных агентах предусматривает за подобное нарушение значительные штрафы.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+