Новый Кремль: проект «антинавальный»
Действия нового руководства кремлевской администрации в области партстроительства и опеки над общественными движениями могут существенно отличаться от тех, что практиковались до декабрьских думских выборов и ассоциировались с именем бывшего первого замглавы администрации президента (АП) Владислава Суркова, рассказывают источники Forbes.гu.
Активисты вместо партии
То, как видит обновление партстроительства преемник Суркова на посту замглавы администрации президента Вячеслав Володин, очевидно в истории создания Общероссийского народного фронта (ОНФ), говорит источник в этой организации. ОНФ — володинский продукт, однозначен собеседник Forbes, он его придумал втайне от Суркова, и с того момента их отношения кончились: «В ту пору все хотели открыть Путину дверь в третий срок, и Володин успел сделать это первым с помощью фронта».
Фронт — это подмена партийных институтов известными или малоизвестными фамилиями конкретных людей, поясняет собеседник, близкий к администрации АП. «Умышленно или случайно, фронт ответил на вызов оппозиции, которая не имеет приличных партий, но создала благодаря интернету известные личные бренды типа Алексея Навального или Евгении Чириковой», — признает он. С другой стороны, фронт как зонтичная организация удобен: «можно сделать вид, что за провалы кампании отвечают режиссер Говорухин (Станислав Говорухин формально возглавляет избирательный штаб Владимира Путина. — Forbes) или вагоностроитель с Урала».
Говорухин отвечать на вопросы Forbes не стал.
Фразу «пойти поговорить в народ» Володин придумал еще в Саратове, вспоминает знакомый с чиновником функционер ОНФ. «Только представители народа выбирались серые», — говорит собеседник, вспоминая ближайшее окружение нового первого замглавы администрации.
Лицами избирательной кампании Путина кроме Говорухина стали врач Леонид Рошаль, нижнетагильский пенсионер-металлург Валерий Якушев, председатель организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, поволжская учительница истории Людмила Бокова (работает с Володиным уже несколько лет).
Вырастить активистов Кремлю не удастся, а «нормальных людей» привлечь в ОНФ не получится, уверена Чирикова, лидер движения «В защиту Химкинского леса». В каком-то смысле стратегия верная — будущее политики не за партиями, а за гражданскими активистами и сетевыми структурами, это показывает опыт всего мира, признает политолог и журналист Георгий Бовт, входивший в руководство партии «Правое дело».
В «Единой России» в связи с изменением приоритетов есть растерянность и уныние, признаются собеседники в партии. В момент распределения мандатов в парламентских комитетах в декабре никакой коммуникации с новыми начальниками в Кремле не было, рассказал депутат Госдумы.
Секретарь президиума генерального совета «Единой России» Сергей Неверов не согласен: «Партия активно работает в рамках кампании Путина, мобилизует свои ряды». Но то, что кампанию ведут люди фронта, признает: «Ставка кандидата на старте кампании на ОНФ оправданна — это широкий круг общественных организаций, площадка, объединяющая не только выдвинувшую кандидата партию, но и всех остальных сторонников премьера».
«Володин создает центр влияния там, где он находится в данный момент. В «Единой России», очевидно, теперь такого центра нет. Пример: на выборах мэра Архангельска партия даже не выдвинула кандидата, в Тольятти от ЕР идет на выборы 61-летний генерал милиции. И это в тот исторический момент, когда перед ЕР фактический встал вопрос «быть или не быть». Судьба ЕР зависит от исхода выборов президента. Если будет второй тур, ЕР ждет в лучшем случае участь «эсеров». Если Путин победит в одном туре, состоится попытка перезагрузки, которую, кроме Володина, похоже, делать будет некому», — говорит политтехнолог Лев Павлючков.
Назад к «путингам»
Новая стратегия Кремля предусматривает перехват «уличной инициативы» у оппозиции. «Никто не отменял борьбу за политическую повестку, и улица является одним из инструментов этой борьбы наравне с парламентскими дискуссиями, присутствием в СМИ и интернете и дебатами», — говорит член путинского штаба, депутат Госдумы от ЕР Владимир Бурматов.
24 января премьер посетил акцию в свою поддержку, организованную ОНФ в Кемерово на заводе «СДСмаш». Перед несколькими тысячами участником митинга Путин произнес речь: о намерении «опереться на крепкое плечо горняка и металлурга».
Акция в столице Кузбасса стала первой в ряду запланированных уличных мероприятий сторонников премьера. Следующий крупный митинг численностью до 15 000 человек состоится 28 января в Екатеринбурге.
По словам Бурматова, на февраль запланирована еще целая серия акций в поддержку премьера в Москве и регионах. Депутат уверяет, что все митингующие за Путина — добровольцы. С мобилизацией ресурсов проблем не возникнет — это входящие в ОНФ организации (профсоюзы, трудовые коллективы, творческие организации, общественники, экологи), говорит единоросс.
Установка созывать митинги идет через полпредства, «люди смеются, но организуют», рассказывает человек, отвечающий за выборы в одном из регионов Поволжья. Так же перед уходом Путина после второго срока организовывались по всей стране так называемые «путинги» — митинги за сохранение Путина у власти, сравнивает собеседник, близкий к администрации. Сотрудник полпредства в ЦФО спорит: никаких указаний о созыве митингов не было.
Екатеринбургский депутат Леонид Волков в качестве доказательства обратного опубликовал в блоге копию приглашения, которое рассылается по электронной почте рабочим Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ) в преддверие митинга в Екатеринбурге.
Формальными организаторами акции в столице Урала выступают сотрудники другого промышленного гиганта — «Уралвагонзавода» (УВЗ). Нижнетагильское предприятие превратилось в оплот сторонников Путина еще в декабре, когда во время «прямой линии» общения премьера с народом начальник сборочного цеха УВЗ Игорь Холманских признался главе правительства в готовности «с мужиками выйти и отстоять свою стабильность».
Как выясняется из текста приглашения, на акции в Екатеринбурге выступят группа «Любэ» и певица Надежда Бабкина. Организаторы призывают рабочих взять с собой на митинг членов семей, а также обещают выделить для отправки всех желающих специальный электропоезд — все бесплатно.
Больше всего вопросов вызывает тот факт, что митинг не оплачен из избирательного фонда кандидата в президенты Путина, говорит Волков. Согласно официальной версии, средства на проведение мероприятия предоставляет профсоюз УВЗ. «Это обычная практика для выборов в России: устраивается мероприятие в поддержку условного кандидата, которое в реальности оплачивается из «черной кассы», но сам кандидат на нем не появляется. В итоге никаких претензий по поводу незаконной агитации предъявить формально невозможно», — объясняет Волков.
Больше партий, разных
Проект закона об упрощенной регистрации партий, внесенный президентом в парламент на волне уличных протестов, писался задолго до прихода Володина в Кремль, около полутора лет назад, под руководством Суркова, рассказывает собеседник, близкий к АП. Сейчас на повестке дня — использование этого закона, говорит он, множество зарегистрированных партий поможет рассеять внимание электората, «замылить» существование оппозиции. Партий действительно может стать очень много и «в этом смысл», рассуждает он.
Решение о прекращении финансирования «Правого дела» принято потому, что использование бренда сомнительно в силу его дискредитации, но это не значит, что партийная структура и местные отделения не будут использованы, говорят два источника, близких к руководству этой политической силы. У каждого из остававшихся в руководстве «праводелов» лидеров — Андрея Богданов и Андрея Дунаева — есть свои планы на создание партий, знает он. Структуры «Правого дела» останутся за Дунаевым, говорит источник, так как именно он курировал партию как «человек Суркова».
Дунаев сказал Forbes, что партия не закроется, хотя «в ней все ужасно»: «Мы все равно будем брать власть, будем брать ее снизу. Будем ли мы готовы это сделать на следующих выборах в Госдуму, это другой вопрос».
Собеседник, близкий к кремлевской администрации, обращает внимание, что разрешение на регистрацию может получить даже Республиканская партия Владимира Рыжкова, организатора антипутинских митингов этой зимы (партия добивалась восстановления своих прав три года, но лишь после решения ЕСПЧ о незаконности ликвидации РПР Верховный суд 23 января согласился, что политическая организация должна быть восстановлена). По словам источника в АП, «получив партии, они (лидеры оппозиции) могут поссориться».
«Может быть, облегченные правила приведут к тому, что регистрировать будут всякую шушеру, а докапываться — до более-менее реальных партий. Тот факт, что за внутреннюю политику теперь отвечает Володин — человек, который от Суркова отличается гораздо меньшей искушенностью, — позволяет предполагать, что Кремль будет теперь действовать грубо и топорно», — отмечает эксперт фонда «Индем» Юрий Коргунюк.
По его мнению, кому-то из оппонентов Путина в любом случае удастся объединить вокруг себя максимальное число сторонников, как это случилось в начале 1990-х с «Демократической Россией». Коргунюк призывает не преувеличивать угрозу рассеивания оппозиционного электората: «Если протестное движение находится на подъеме, то господствовать будут интеграционные тенденции». С дезинтеграцией ничего поделать невозможно только в период спада активности, заключает эксперт.
Статья продолжает цикл публикаций Forbes.ru об изменениях внутриполитической практики обновленной администрации президента. Начало цикла читайте в материале «Новый Кремль: групповая замена медведевских губернаторов и сурковских чиновников».