К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Медведев на журфаке: «Если хотите уезжать — уезжайте»

фото Итар-ТАСС
фото Итар-ТАСС
Этот жестокий мир, iPad, Чехов, недовольство собой и другие темы разговоров уходящего президента со студентами МГУ. Репортаж

Авторы — студентки факультета журналистики МГУ

Сегодня президент Дмитрий Медведев опять приехал к нам на журфак. Встречу приурочили ко Дню российского студенчества. Довольно очевидно, что это прежде всего «работа над ошибками» или, если точнее, попытка избавиться от шлейфа хэштега #жалкий, предложенного Алексеем Навальным после первого визита Медведева, обернувшегося скандалом.

В октябре 2011-го, напомним, тем, кто здесь учится, поговорить с президентом просто не удалось. В помещении журфака Медведев встречался с представителями движения «Наши», студентами других вузов, представителями национальных общин. «Факультет только предоставил помещение, — говорила Анастасия Груша, замдекана факультета журналистики, — мы не решали, кто пойдет, но аудитория у нас не резиновая». В итоге студентов журфака в аудитории было порядка 10%, остальные могли лишь посмотреть, как Медведев поднимается по лестнице. А тем, кто попал на встречу, раздали бумаги с заранее подготовленными вопросами.

 

Потом начался шум в СМИ, социальных сетях и блогах. По сети разлетелась запись выпускника нашего факультета bugur: «Гражданин Медведев (увы, он скончался для меня как президент) сегодня нарушил все правила приличия в гостях… Вася Якеменко, Потупчик и нанопрезидент устроили шабаш уже прямо на факультете, при этом совершенно не обращая внимания на хозяев».

И вот Медведев решил проделать тот же эксперимент еще раз.

 

В организации встречи мало что изменилось. Ее время несколько раз откладывалось. В итоге студенты ждали президента несколько часов на морозе в очереди перед рамками металлодетектора. В аудитории, где проходит разговор, сделали косметический ремонт: поставили новую кафедру, впервые, кажется, за 50 лет постирали шторы. Правда, ковровую дорожку на этот раз стелить не стали. Пока участники разговора заполняли аудиторию, на доске откуда-то появились довольно нелепые записи лекции по истории русской журналистики. Правда, потом их стерли.

В прошлый раз ситуация обострилась задолго до приезда Медведева, когда сотрудники ФСО начали «зачищать» здание от нежелательных гостей. Несколько студенток с плакатами «Почему вы сидите в Twitter, а Ходорковский — в тюрьме?», «А вы посоветовались с премьером, прежде чем идти сюда?», «Вам не жалко бюджетных денег на такие выборы?» были задержаны. Задержания продолжались и были зафиксированы на видео, и когда Медведев поднимался по лестнице. Достаточным основанием для задержания посчитали даже футболку с вопросом «Кто избил Кашина?»

А сегодня студентам прямо на входе раздали «Памятку о взаимодействии с сотрудниками ФСО». В ней указаны правила поведения, рассказано о процедуре задержания. Нас просят быть «настойчивыми в своих законных требованиях, но не оказывать сопротивления» и «по возможности фиксировать происходящее на аудиовизуальные средства».

 

А теперь насчет «неформальной беседы». Встрече предшествовала большая подготовка. На протяжении нескольких месяцев действовала рабочая группа по организации приезда президента, шел отбор делегатов от групп (не больше одного человека от каждой), создавался пресс-центр. По просьбе администрации президента на встречу пригласили студентов, которые в прошлый раз были задержаны.

В докладе рабочей группы декану факультета Елене Вартановой есть приблизительный список вопросов, которые студенты хотят задать президенту. Например, «Будет ли Дмитрий Анатольевич вести Twitter, когда уйдет с поста президента?», «Почему новым партиям во время президентского срока Медведева было трудно регистрироваться?». Спросят и о давлении на госслужащих, чтобы те голосовали за «Единую Россию», и о «закошмаривании» предпринимателей. Говорят, вопросы на этот раз не модерировались. (Читайте на странице «Новости» о некоторых заявлениях, сделанных Медведевым во время визита на журфак.)

Медведев о личном и общественном

В аудитории журфака МГУ Медведев был встречен довольно скупыми аплодисментами. Он признал, что не совсем доволен тем, что сделал за время президентского срока. В стране возникло ощущение, что нужно добавить воздуха в политическую систему. Но нужны сильные партии, а не «живопырки», сразу оговорился президент, добавив, что лимит на революции Россия уже исчерпала в ХХ веке. Да и не видит Медведев предпосылок для мрачного революционного сценария.

Один из студентов тем не менее спросил, готов ли президент применять смертную казнь, если революция все-таки произойдет. Медведев, можно сказать, не растерялся и ответил, что готов умереть за свои идеалы.

 

Из этого сильного заявления довольно логично вытекал вопрос, почему же тогда он не пошел на президентские выборы. Медведев намекнул, что все еще впереди: «Мне всего 46 лет». А затем повторил мантру о политической целесообразности: «Два человека, представляющие одну и ту же политическую силу, не должны толкаться локтями».

В связи с вопросом о Болотной площади Медведев вспомнил события 1991 и 1993 годов: «Тогда пушки были. А сейчас пушек нет, все Ирану и Венесуэле продали». Медведев добавил, что на Болотной площади, вероятно, были и те, кто хотел бы снова видеть его президентом. Может, Федеральной службе охраны послышалось в этом что-то крамольное, но вскоре она попыталась выключить трансляцию встречи. Однако трансляцию удалось отстоять: Медведев сказал, что он не против.

Один из студентов спросил, как это в демократической стране с курсом на модернизацию существует цензура, не дают работать оппозиционным журналистам. Сейчас происходит «процесс притирок и создания правил медийной игры в нашем медийном пространстве», ответил Медведев. Государство действительно иногда блокирует отдельные сообщения СМИ, когда может это сделать, ведь «ни один начальник не хочет, чтобы его полоскали».

Решение проблемы Медведев видит в дифференциации типов СМИ. У государства должен быть один сильный полноценный канал, через который оно сможет проводить свою точку зрения. Остальные медиа должны принадлежать бизнесу или обществу. За счет чего они будут существовать? Нужно искать новые источники финансирования. А страна не очень богатая, так что формат общественных СМИ типа ВВС может не сработать: «Я не уверен, что наши налогоплательщики готовы платить за общественное телевидение».

 

А вот цензуры в России нет, вдруг заявил Медведев: ее никто не вводил и не поддерживает. Только вот государственные СМИ должны стать более качественными, а большая часть региональных СМИ вообще должна быть распродана.

Похоже, вопросы к встрече действительно никем не визировались: глобальные темы периодически сменялись совсем частными. Студентка V курса Соня, похваставшись своими успехами, пообещала уехать из России после получения диплома. Медведев ответил немного обиженно: «У меня была в дипломе одна четверка, но я никуда не уехал, хотя можно было отвалить». И добавил: «Если хотите уезжать — уезжайте. <...> Вы еще не знаете, что там, оттуда тоже люди едут».

Кстати, студенты, присутствовавшие в аудитории, на самопохвалы Софьи отреагировали скептически.

На вопрос о «резиновой» 282-й статье Уголовного кодекса  («возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц»), под которую можно подвести почти любую социальную группу, Медведев удивился, что по этой статье могут судить людей, якобы возбуждающих ненависть к военным, милиционерам, депутатам Госдумы. И отметил, что объектом критики может оказаться кто угодно — «президент, премьер, политики». Но только, понятное дело, если это конструктивная критика.

 

Общение порой, и правда, походило на непринужденное. На реплику одной из студенток, что Медведев «очень симпатичный в жизни», президент отреагировал радостным и вместе с тем самокритичным «Ну хоть что-то приятное!» Но самим общением он остался доволен, о чем не замедлил сообщить в твиттере по окончании встречи. А в ходе ее заметил, что любит общение с молодежью за ее максимализм и высказывания типа «ничего не происходит, ничего не двигается». Являются ли такие высказывания образцом «конструктивной критики», президент не уточнил.

Медведева спросили о новых лидерах, появляющихся в оппозиции, и о либерализации политической системы. Он заметил, что не только говорит о либерализации, но уже «сделал ее». Именно либерализация дала возможность «доказать свою силу» оппонентам из внесистемной оппозиции. У президента нет сомнений в том, что кто-то из новых лидеров создаст партию — и «это будет весело, а что весело, то хорошо».

Но на конкретный вопрос студента IV курса о том, кого он считает самым опасным оппонентом для существующей власти в России — Парфенова, Акунина, Навального, Собчак, — президент не ответил. «Я считаю, что часть людей имеет все шансы создать свои партии и продвигать свои ценности...», и так далее.

Хорошо, что в большой политике появляются новые люди, сказал Медведев. Но это «другой бизнес», предупредил он, приведя в пример себя: по приезде из Питера он был самоуверен и успешен, но столкнулся со сложностями чиновничьей жизни и теперь понял, что жестоко ошибался: «Политика — это другой мир, очень жестокий, очень косный, в котором нужно уметь адаптироваться». И строится политическая жизнь по другим правилам, чем социальные сети, предупредил он.

 

Поинтересовались судьбой Таисии Осиповой. Медведев признал, что наркотики иногда подбрасывают, и сказал, что готов затребовать материалы дела.

Когда перестанут «кошмарить» бизнес, спросила Ксения Бобкова из нашей группы (III курс), приведя в пример «Евросеть», дела Магнитского, Алексея Козлова. «Когда сам бизнес будет организован, — ответил Медведев. Изменения в УК приняты и работают, но проблема осталась. «Президент не волшебник!» — добавил Медведев. И с этим не поспоришь.

В чем будет заключаться процедура беседы утвержденного губернатора с президентом, спросила студентка Халимат Текеева (IV курс). «Это будет не назначение, а просто консультация», — отмахнулся Медведев.

На вопрос Алексея Зайцева, указавшего на разницу в протоколах избирательных комиссий и результатов на сайте ЦИКа на 1181-м участке в Москве, где он был наблюдателем, Медведев ответил: «Черновики протоколов — это чушь. Такого понятия в законе нет». И признав, что на выборах были нарушения, иногда вопиющие, что ситуация была «не стерильной», добавил: «Общество уже повзрослело, теперь и власть должна повзрослеть». В то же время он посоветовал автору вопроса «не заниматься политическим кликушеством».

 

«У меня есть опыт наблюдения за выборами начиная с 1991 года, — продолжил Медведев больную тему. — Сколько бы ни критиковали эти выборы в Госдуму — а там были, безусловно, нарушения, и в некоторых случаях, может быть, и вопиющие нарушения — это тем не менее самые чистые выборы за всю нашу историю. Вот так».

Не обошлось и без личного: у президента поинтересовались, что он любит читать и перечитывать. Медведев посетовал, что читает массу скучных вещей – документы, доклады МИДа, на это уходят часы. Но «когда появились эти приборы, особенно iPad», он «получил возможность читать 5-7 книг одновременно». Президент рассказал, что в школе его любимым писателем был Чехов, но раньше терпения на прочтение длинных пьес не хватало, а теперь он может себе это позволить. Среди других недавно прочитанных книг назвал «Девушку, которая взрывала воздушные замки» и попросил не удивляться: «переход от классики к Стигу Ларссону очень возможен и даже приятен».

Всех волновал вопрос, не считает ли Медведев своим долгом выйти и объясниться перед митингующими, разочарованными его правлением. На это Медведев сказал, что значительная часть людей разочарована не в конкретных людях, а в государстве, не проявившем к ним достаточного уважения. На площадь он не собирается, а будет проводить свою линию.

Медведев не отказывался от обсуждения личных проблем. Одному студенту, горящему желанием «работать на благо государства», он пообещал помочь найти призвание, а студентке — помочь разобраться с родственником-уголовником, претендующим на ее жилье. В ответ на просьбы он предлагал оставить свои данные, чтобы он мог поручить разобраться в ситуации. Однако многим в зале личные просьбы совсем не понравились: «Надо менять хэштег с «жалкий» на «жалкие». Примерно так думает и декан факультета Елена Вартанова: «Я была удивлена тем, что пошли личные просьбы: мне всегда казалось, что журналистика — это миссия». Вместо 1 часа 20 минут встреча продолжалась на час больше. Значит, президенту было интересно, сказала она.

 

Президент желал здоровья чихающим, делал комплименты девушкам, много шутил и смеялся, говорил студентам «ты». Второй визит — уже «не такой цирк, как в прошлый раз, но все же цирк», заметил в итоге один из участников. И не оставляло ощущение, что это речь уходящего политика: подведение итогов, пожелания на будущее, громкие напутственные фразы.

В подготовке материала принимал участие Борис Грозовский

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+