Запасной аэродром для Медведева: зачем Путин создает «суперсуд»
Судебная власть в России достигнет наивысшей концентрации: Владимир Путин в пятницу заявил о намерении объединить Верховный суд (ВС) и Высший арбитражный суд (ВАС). «Вопрос серьезный, нужно все тщательно продумать и взвесить», — обратился Путин во время выступления на Петербургском экономическом форуме к сотрудникам администрации президента и судьям. Судя по тому, что законопроект в ближайшее время будет внесен в Госдуму, продумывать и взвешивать планируется лишь детали — стратегическое решение уже принято. Высокопоставленный источник Forbes в судейской системе подтверждает: новый орган будет создан еще до того, как состоится давно ожидаемый переезд высших судов в Петербург.
Что дает это объединение судебной системе? В чьих интересах проводится реформа?
Место не для Лебедева и Иванова
Идея об объединении высших судебных инстанций имеет богатую историю, напоминает высокопоставленный источник Forbes в судейском сообществе. По его словам, впервые проект создания «суперсуда» на базе ВАС, ВС и Конституционного суда (КС) обсуждался в Кремле еще в 2002-2003 годах, а впоследствии Путин публично высказывался в пользу выбранной в итоге конструкции слияния ВАС и ВС.
Дмитрий Медведев во время своего президентства неоднократно предлагал переселить ВАС и ВС, а также судебный департамент при ВС из «старой Москвы», напоминает адвокат Юрий Гервис. После того как идея с переводом чиновников в «новую Москву» повисла в воздухе, на первый план снова вышел проект перевода трех высших судов России из Москвы в Петербург.
Первым отправился на берега Невы Конституционный суд — переезд обошелся в 5,3 млрд рублей. Объединение ВАС и ВС, наверняка, также будет сопровождаться переездом в Петербург и кадровой ротацией, не исключает Гервис: «И главный вопрос: кого поставят во главе данного супероргана?»
Высокопоставленный источник Forbes в судейском сообществе говорит, что, наиболее вероятно, место руководителя нового объединенного суда создается не для Иванова и Лебедева. Во-первых, у ВАС и ВС есть история естественной профессиональной конкуренции и усиление аппаратного веса одного из глав судов будет нелогично с точки зрения руководства страны. Во-вторых, Иванов ранее не говорил о желании идти на третий срок (его текущий срок на посту главы ВАС истекает в январе 2017 года, незадолго до окончания президентских полномочий Путина).
Несколько источников рассказали Forbes о наиболее популярной версии: объединение судебной системы происходит в интересах главного юриста страны Дмитрия Медведева. «В кулуарах давно об этом поговаривают. Кресло председателя объединенного суда — это как бы запасной аэродром для премьера Медведева», — говорит адвокат Алексей Михальчик.
Вопрос о номинировании Медведева высокопоставленный источник Forbes в судейском сообществе оставил без комментариев, однако напомнил, что еще в бытность президентом нынешний премьер как минимум однажды заявил о возможности нового трудоустройства. «Я не знаю, но уверен, что работу себе найду, причем работу интересную», — обещал он в интервью телеканалу «Дождь».
«Сливают плохое с хорошим»
«В стране по факту две судебные вертикали, которые развиваются параллельно: ВАС — ведомство Антона Иванова, однокурсника Дмитрия Медведева, и Верховный суд, который возглавляет Вячеслав Лебедев, — напоминает адвокат Михальчик. — Такой дуализм создает противоречия в судебной практике: при вынесении решений суды руководствуются одними и теми же нормами гражданских законов, но толкуют их по-разному».
«Сливают плохое с хорошим», — категоричен источник в судейском сообществе: пока в арбитражной системе происходили позитивные сдвиги (упрощение доступа к арбитражному судопроизводству, ускорение рассмотрения дел, омоложение кадров), в судах общей юрисдикции сохранялись застарелые проблемы (кадровый голод, нарушение сроков по рассмотрению дел).
Источник в ВАС обращает внимание, что речь идет не о поглощении, а только об объединении на равных условиях. Реформа должна «способствовать повышению конкурентоспособности российской юрисдикции», полагает партнер юридической фирмы ЮСТ Евгений Жилин. Об этом же говорил и Путин — слияние позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием граждан и организаций, а также с органами госвласти и местного самоуправления.
Впрочем, есть сомнения. «Это два абсолютно разных ведомства с разными процессуальными задачами. Верховный суд работает с физическими лицами, арбитражный — с юридическими, и от их объединения никакого положительного изменения не возникнет, — считает адвокат Елена Львова. — Концентрация судебной власти в одном месте направлена на ослабление прав граждан, чтобы они меньше обращались в Европейский суд».
Официальный представитель ВАС сообщила Forbes, что, «как отметил президент, в ходе реализации этой задачи (объединения судов) предстоит большая, серьезная работа и Высший арбитражный суд примет в ней активное участие».