В спорах о Моцарте: как прошел деловой завтрак Сбербанка на Петербургском форуме
66% участников Петербургского международного экономического форума считают, что качество дошкольного образования поможет повысить укрепление семейных ценностей в обществе. Таков результат голосования, проведенного на завтраке, организованном Сбербанком. Глава банка Герман Греф на мероприятии предложил поговорить о важности раннего образования. Завтрак так и назывался — «Инвестиции в человеческий капитал: после 7-ми уже поздно».
«До семи лет человек получает 80% навыков и знаний», — объяснил Греф свой интерес к теме. Он продемонстрировал график распределения госрасходов в образование разного уровня, из которого следовало, что только 20% бюджетных средств вкладывается в дошкольное образование.
Министр связи Николай Никифоров довольно быстро нашел объяснение результатам голосования — нажать можно было только одну кнопку, поэтому так и получилось, отметил он. Никифоров предложил обращать внимание на варианты ответов, занявших второе и третье места, — почти 13% участников форума считают, что повысить качество дошкольного образования поможет индивидуальный подход, еще 8,5% уповают на инновационные образовательные методики. Никифоров поднял близкий ему вопрос стоимости доступа к интернету в селах, где, по сведениям министра связи, учителя, учащиеся на онлайн-курсах в Лондоне, хотели бы платить за интернет в два раза меньше, чем платят сейчас.
Греф попытался вернуть дискуссию к заявленной теме, а именно к важности раннего развития детей, для чего вспомнил подробности из детства Моцарта, который, по мнению главы Сбербанка, не столько сам был гением, сколько имел гениального отца, который добился того, чтобы его сын к трем годам играл и сочинял музыку. Вокруг этого известного факта неожиданно завязалась жаркая дискуссия.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау зачем-то начал рассказывать о том, что отец Моцарта, может, и занимался с сыном, но вот отец Бетховена того бил, и оба выросли гениями. Это, по мнению Мау, говорит о том, что неизвестно, что на самом деле влияет на развитие человека.
Выступление Мау возмутило Грефа, который, передавая слово министру образования Дмитрию Ливанову, заметил, что понимает, как тяжело тому живется с такими ректорами. Ровно ничего из того, что рассказал Мау про Бетховена, в действительности не происходило, настаивал глава Сбербанка.
Министр Ливанов пропустил пикировку мимо ушей и сразу перешел к делу, заговорив о том, как вредят обществу распространенные заблуждения. Таковых министр образования нашел два. Первое сводится к уверенности в том, что чем младше ребенок, тем меньше должны быть требования к его учителям. Согласно второму заблуждению, в обществе считается, что задача дошкольного образования в том, чтобы подготовить ребенка к школе. В результате, продолжал Ливанов, это единственный уровень образования, доступность которого не гарантируется.
В это время Мау встал и начал двигаться к выходу, чем привлек внимание Грефа, который, комментируя уход ректора, процитировал президента США Герберта Гувера, просившего найти «однорукого экономиста, чтобы наконец перестать слышать: «С одной стороны,... с другой стороны...» «Мир остановится, если найдется такой экономист», — не выдержал обиды Мау.
«К тому же это сказал не Гувер, а Эйзенхауэр», — подвел он черту он и направился к выходу. На самом деле высказывание приписывается президенту Трумэну.