К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как Forbes измерял препятствия для бизнеса


Заниматься бизнесом в Мос
кве и Санкт-Петербурге труднее, чем в других городах России. Это стало ясно, после того как мы нарушили традицию исключать их из рейтинга лучших городов и регионов для ведения бизнеса в России. Оказывается, если абстрагироваться от богатства и многолюдности двух российских столиц, сами по себе условия для ведения бизнеса здесь вовсе не хороши.

Когда IKEA выбирает регионы для открытия магазинов, она ориентируется в числе основных на два фактора: численность и доходы населения, говорит Ирина Йоханссон, IKEA Россия. Реки всегда стремятся в море, но если «распрямить» наклон и измерить только препятствия, обычно скрытые полноводным потоком, картина может сильно поменяться.

В этом году мы измерили эти препятствия и составили рейтинг, руководствуясь тем, как сильно препоны мешают бизнесменам. На основе данных исследователей (см. «Как мы считали») мы выделили пять основных общероссийских проблем и трудностей — как дураки и дороги, только для бизнеса. Пятерка получилась такой: нехватка кадров, нехватка финансовых ресурсов, неадекватная инфраструктура, административные барьеры и некачественное налоговое администрирование.

 

Как можно измерить ситуацию в городе по таким сложным параметрам? Мы постарались свести ее к исчислимым показателям: например, адекватность или неадекватность инфраструктуры измеряли, собрав информацию о стоимости присоединения к электрическим сетям, причем с учетом инвестиционной составляющей, а не просто тарифа. Для оценки работы налоговых Forbes в партнерстве с компанией TaxAdviser провел интернет-опрос, предлагая жителям городов оценить их родные инспекции (результаты — на сайте Forbes.ru).

Важный фактор, на который жалуются предприниматели, но который мы не смогли учесть в рейтинге, — коррупция. «Отношения с администрацией города обязывают к дополнительным затратам» — такую чеканную формулировку мы встретили в комментариях к одной из статей о Сочи на сайте Forbes. Об этом же говорили и опрошенные нами эксперты. Но получить участок под строительство или подключиться к сетям в олимпийской столице все равно проще, чем в Краснодаре или тем более в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Не все зависит от первых лиц. Губернатор Челябинской области Михаил Юревич владеет хорошими участками земли под строительство в центре города и, как говорят, серьезно вмешивается в бизнес, однако Челябинск занимает первое место среди 11 городов-миллионников по удобству ведения мелкого и среднего бизнеса (данные индекса «ОПОРА России»). Губернатора Краснодарского края Александра Ткачева также не раз упрекали в том, что члены его семьи активно занимаются бизнесом, но это не мешает городам края демонстрировать неплохие результаты в различных рейтингах. Очевидно, дело не в усилиях властей. Удобство или неудобство ведения бизнеса зависит от массы средних госслужащих, работников судов, силовых ведомств, проверяющих инстанций, сетевых компаний и т. д. В зависимости от того, по каким правилам привыкла работать эта чиновничья масса, в городе формируется или не формируется питательная среда, в которой удобно работать бизнесу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+