Как использовать депрессивные портовые территории для нужд города
Москву когда-то называли портом пяти морей. В городе в самом деле есть аж три порта — Северный, Западный и Южный. Реконструкция Западного порта была задумана еще в 1996 году — он должен был стать водными воротами Москва-Сити. Кроме логистического комплекса Москомархитектура планировала построить здесь причалы для водного такси, архитекторы всерьез думали прорыть под Москвой-рекой автомобильный тоннель, чтобы увеличить пропускную способность будущего терминала. Правда, денег на реализацию этих красивых планов у московского правительства не нашлось, а с инвесторами так и не договорились. Бизнесмен Михаил Хубутия разрабатывал проект реконструкции порта и повышения его эффективности и даже собирался вложить более $100 млн, создав для этого СП с мэрией, однако и этот план не был реализован.
В отличие от активно действующих Южного и Северного Западный порт в постсоветское время зачах и используется преимущественно для поставок песка на стройки Сити. Больше 10 га земли вдоль набережной неподалеку от центра столицы никак не используются.
А вот несколько примеров того, как поступают с депрессивными портовыми территориями в американских и европейских городах.
Прибрежная зона Детройта (Мичиган, США)
Государственные инвестиции в инфраструктуру
Набережные реки Детройт многие десятилетия мозолили глаза сменявшим друг друга мэрам одноименного города. Девять километров реки в самом центре города между островом Бель Айл и мостом Амбассадор были окружены старыми фабриками, заводами, портовыми сооружениями и складами. Здесь, напротив резиденции градоначальников, высились силосы (огромные вертикальныецилиндрические хранилища) крупнейших цементных компаний Holcim, Lafarge и Cemex. Набережные реки нуждались в масштабной перестройке. В 2002 году несколько видных бизнесменов, политиков и филантропов объединили усилия и пообещали привлечь $500 млн на реконструкцию обоих берегов.
Власти города пообещали потратить до $150 млн на снос цементных силосов, штат выделил сопоставимую сумму на улучшение дорог. Корпорация General Motors вложила $25 млн в строительство фитнес-центра и торговых помещений и оборудовала за свой счет участок набережной для пешеходных прогулок. В 2007 году заработала большая карусель, фигуры которой изображают обитателей реки Детройт — осетра, лягушку, утку и т. д. Речной порт реконструировали, но сохранили, он способен принимать круизные корабли, отправляющиеся к Великим озерам, небольшие частные яхты, а в перспективе и водное такси. Но основная достопримечательность переделанной набережной — пятикилометровая прогулочная зона. Здесь расположены кафе, пункты проката велосипедов и др. После того как власти города и благотворители сделали первые инвестиции в инфраструктуру, вокруг стали возникать частные девелоперские проекты.
Набережная реки Камберленд в Нашвилле (Теннесси, США)
Активное вовлечение местных жителей в проект
С 1779 года, когда первые белые поселенцы основали форт Нашборо на западном берегу реки Камберленд, эта река служила для города основной транспортной артерией, по которой поступали все грузы и продукты. Так было до 1920-х годов, пока водный путь не дополнила железная дорога. В мае 2010 года Нашвилл пострадал от сильного наводнения, но в октябре того же года мэр города Карл Дин торжественно открыл стройплощадку нового Камберленд-парка на восточном берегу реки. Тогда же стало известно, что только на первую стадию реконструкции прибрежных районов власти города постараются найти $30 млн.
Возможно, у мэра Дина были свои планы, как использовать эти миллионы, но горожане не дали им сбыться. Дело в том, что с 2002 года в обсуждение проекта реконструкции берегов Камберленда было вовлечено более 800 жителей Нашвилла. Команда из приглашенных мэрией специалистов-урбанистов, чиновников и представителей Инженерных войск США (они строили дамбу в окрестностях реки и следят за ее экологией) провела десятки встреч с жителями. 25 человек, назначенных мэром, образовали комитет и на специальной яхте прошли окрестности Камберленда протяженностью 8,5 км, чтобы с воды сфотографировать проблемные участки берега. Проблем оказалось много: огромную территорию занимает паркинг вокруг футбольного стадиона, в укромных местах, незаметные с суши, раскинулись поселения бездомных, много промышленных предприятий. Результаты наблюдений комитет представил на трех встречах с жителями, каждая продолжалась больше двух часов. Горожане голосованием определили, что из строений нужно сохранить, а что — снести или переделать. Так, стадион решили оставить, но на месте паркинга разбить так называемый городской лес, то есть засадить пространство травой и редкими деревьями. Территорию, занимаемую портовыми кранами, предстоит отвести под парк для прогулок. Основные цели: обеспечить гражданам возможность прогулок возле воды и увеличить количество общественных пространств и зеленых зон. Активность горожан не позволит власти отступиться от проекта, первая фаза которого должна быть завершена в этом году.
Перестройка портовой территории (Ольборг, Дания)
Датский Ольборг — один из пионеров портового редевелопмента. За масштабное преобразование 200 га промышленных портовых территорий вокруг фьорда Лим власти города взялись еще в 1990 году. Тогда стало очевидно, что промышленным предприятиям, которые в XX веке старались располагать вблизи порта Нёрресуннбю, важнее близость автомобильных дорог. Заводы и фабрики перебирались на восток города, и окрестности Нёрресуннбю, отделенного от центра узким проливом, начали пустеть.
В 1999 году власти Ольборга приняли так называемый Каталог Фьорда, по сути, расширенное задание для архитекторов-урбанистов. На конкурсе победила концепция датской мастерской S. F. Mollers, одной из старейших в Скандинавии. Оказалось, что промышленная окраина имеет ряд серьезных преимуществ. Например, Нёрресуннбю находится на солнечной стороне фьорда. Первым новым объектом стали городские сады. Часть промышленных зданий переделали под торговые, развлекательные, спортивные центры, в другие перебралась городская администрация. Вдоль побережья проложили широкий и хорошо освещенный бульвар, по которому могут перемещаться и автомобили, и пешеходы, и велосипедисты. Широкие пространства между корпусами бывших фабрик превратились в роллердромы и площадки для активного отдыха. Система освещения бывшего порта получила несколько премий. Некоторые портовые сооружения превратились в музеи, и горожане получили возможность прогуливаться вдоль всей линии берега и спускаться к воде. Общая площадь построек составила около 170 000 кв. м. Квартиры в новых жилых домах Нёрресуннбю пользуются спросом, потому что жить в бывшем порту стало интересно.