И. о. вице-премьера России Дмитрий Рогозин является основным претендентом на руководство Министерством обороны в правительстве Дмитрия Медведева, рассказал Forbes источник, близкий к чиновнику. Собеседник в оборонной отрасли слышал об этой номинации. Источник в правительстве подтверждает, что нынешний министр обороны Анатолий Сердюков, который, как казалось, сохранит свой пост, может покинуть оборонное ведомство.
В аппарате Рогозина говорить о его возможном назначении отказались. Сам и. о. вице-премьера был недоступен для комментариев. И. о. пресс-секретаря президента России Наталья Тимакова не стала обсуждать тему кадровых перспектив чиновника.
Пресс-служба Медведева сообщила в пятницу, что кадровый состав кабинета будет оглашен 15 мая.
Вероятно, Рогозин может совместить посты вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу (он курирует это направление сейчас) и министра обороны, это было бы логично, рассуждает один из собеседников. Такая схема уже работала — совмещенный пост в период 2005-2007 годов занимал Сергей Иванов (сейчас — глава кремлевской администрации).
Министра обороны, как и других силовиков, назначает президент, а Рогозин считается креатурой Путина, говорит собеседник. При схеме совмещения постов Рогозин может быть чиновником двойного подчинения — и Путину, и Медведеву. Такой механизм реализуется в случае с «кавказским» вице-премьером Александром Хлопониным.
Уход Сердюкова в свою очередь станет символом переподчинения элит Путину, объясняет другой источник: занимающий должность с 2007 года Сердюков отработал весь президентский срок Медведева, поэтому ассоциируется скорее с фигурой нового премьера. Для «перезагрузки» Путину требуется «свежая кровь», а зампред правительства, в прошлом году призванный курировать в кабмине вопросы оборонки, идеально подходит на роль министра, считает собеседник.
Медведев в марте этого года (на коллегии Минобороны) признал, что основную функцию во главе ведомства Сердюков выполнил: «Реформирование Вооруженных сил практически завершено». Собеседник в правительстве считает, что Сердюков останется в кабинете на иной должности, наверняка высокой.
Рогозин в течение нескольких лет последовательно входил в тему военных, военно-политических и военно-экономических вопросов. После разгрома партии «Родина» набравшего электоральные очки политика в 2008 году отправили представлять Россию в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. В дипломатической ипостаси Рогозин активно включился в тему переговоров о противоракетной обороне, постоянно осложняющей диалог Москвы с западными партнерами. Несмотря на гражданское «происхождение», постпред быстро заработал в Брюсселе репутацию «ястреба» и политическое влияние.
В конце 2011 года Рогозин сменил ушедшего в Кремль Иванова в роли вице-премьера по оборонке. Его назначению в правительство предшествовал ряд скандалов из-за срыва сроков заключения контрактов по гособоронзаказу (ГОЗ). Но и Рогозину зачастую не хватает полномочий для разрешения конфликтов между Минобороны и промышленниками по вопросам ГОЗа. Политический вес чиновника не позволяет игнорировать мнение не подчиненного ему военного ведомства, даже если сам зампред правительства встает на сторону производителей вооружений. 10 мая Путин вновь раскритиковал стороны за то, что «в установленные сроки не уложились»: более трети гособоронзаказа-2012 до сих пор не размещено.
В середине февраля Рогозин обвинил начальника Генштаба Николая Макарова в попытке создать искусственную шумиху вокруг темы ГОЗа. Одновременно в СМИ появилась информация о планах властей переподчинить гособоронзаказ правительству. В Кремле «отдельным членам» кабмина в ответ посоветовали «прекратить суету». 10 мая Рогозин заявил, что роль «объективного арбитра» в вопросах ценообразования отныне будет играть возглавляемая им военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве: при наличии разногласий «фактически речь пойдет об утверждении контрактов» со стороны ВПК.
Курируемой чиновником отрасли только в 2012 году предстоит освоить по ГОЗу более 1,7 трлн рублей, а до 2020 года объем финансирования оборонки достигнет астрономических 23 трлн рублей.
Даже в нынешней должности Рогозин давно вышел за пределы темы ОПК. В последние месяцы он комментирует широкий спектр тем, связанных с внешней политикой и армией: развеивает слухи о базе НАТО в Ульяновске, мирит Роскосмос с руководством предприятий — гигантов отрасли, рассказывает о сроках разработки новой военной доктрины страны и занимается урегулированием приднестровского конфликта в статусе спецпредставителя президента.
В международной политике вице-премьер считается договороспособной фигурой, рассуждает председатель правления Центра политических исследований Борис Макаренко: «Как говорил посол одной из западных стран, Рогозин на трибуне и Рогозин на переговорах — это два разных лица. Репутация «ястреба» — вещь скорее для внутреннего потребления». Впрочем, он не верит в назначение чиновника министром: «Сердюкову предстоит доделать работу и вычистить авгиевы конюшни, Минобороны пока нужен сильный менеджер, а не сильный политик».
Контролировать вопросы гособоронзаказа Рогозину будет удобнее на посту зампреда правительства, полагает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его мнению, Рогозину еще только предстоит проявить себя в роли куратора оборонной промышленности — на это уйдет как минимум несколько месяцев.
Последние сигналы правящего тандема свидетельствуют о том, что помимо Рогозина в правительстве Медведева могут продолжить работу первый вице-премьер Игорь Шувалов и вице-премьер Дмитрий Козак. Подробнее читайте здесь