К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем банкир Лебедев потратил на английские газеты $100 млн

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Миллиардер предпринимал попытки сделать свои иностранные издания прибыльными — почему из этого ничего не вышло?

27 декабря 2008 года миллиардер Александр Лебедев написал в своем блоге прогноз на 2009 год, Один из пунктов звучал так: «Будет продана россиянам одна из старейших и известнейших газет в Европе». И пусть другие пункты прогноза не сбылись, но спустя три недели сам Лебедев стал владельцем британской газеты Evening Standard (теперь называется London Evening Standard). Через год, в марте 2010 года, бизнесмен купил еще одну английскую газету — The Independent. Обе газеты были убыточными, поэтому их приобретение обошлось недорого. За Evening Standard Лебедев заплатил £8,3 млн, за The Independent — лишь £1. Что стало с газетным бизнесом спустя три года после покупки?

Бизнес был структурирован на базе управляющей компании Lebedev Holdings. Ее единственным акционером является сын Лебедева Евгений. Lebedev Holdings владеет 70% акций компании Evening Standard Limited (издает одноименную газету) и 100% акций компании Independent Print Limited (издает газеты The Independent, The Independent on Sunday и i). За 2011 финансовый год выручка Lebedev Holdings составила £108 млн, а чистый убыток — £24 млн (годом ранее £15 млн).

По словам Лебедева, первым делом он хотел доказать, как это ни парадоксально, что печатные СМИ будут жить и развиваться: «Их всех приговорили, когда я стал издателем». Для этого он решил увеличить тираж газет и попытаться сделать издания безубыточными. Так газета London Evening Standard стала бесплатной: ее тираж вырос до 700 000 экземпляров. Но несмотря на стабильность тиража, по данным National Readership Survey, аудитория издания за последний год снизилась на 2,4%, до 1,53 млн.

 

В октябре 2010 года Lebedev Holdings сделала следующий, более рискованный шаг, начав выпуск новой газеты i. До этого качественную ежедневную газету в Англии последний раз запускали в 1986 году, и это была The Independent. За год тираж нового издания Lebedev Holdings вырос на 57%, до 273 000 экземпляров. Но при этом выпуск The Independent, на базе которой создавалась i, снизился на 49%, до 90 000. Если добавить в этот список еще и воскресную газету The Independent on Sunday, то окажется, что суммарный тираж трех изданий за год уменьшился. Логичный шаг — закрытие The Independent в пользу более успешной i, но Лебедев, кажется, на него не готов: «Есть различные варианты, но это очень хороший бренд». По его словам, также есть обязательства по аренде, контракты на печать, не говоря уже о том, что увольнение сотрудников потребует «больших, очень больших расходов».

Не только газеты Lebedev Holdings теряют тираж: с падением продаж столкнулись все английские качественные газеты. Например, у The Guardian выпуск за год снизился на 16% (см. график). Но уменьшение читательской аудитории на бумаге The Guardian компенсирует ростом трафика на сайте (за год дневная аудитория увеличилась на 29%). Аналогичная ситуация и у Telegraph. А вот у изданий Lebedev Holdings более уязвимое положение: дневная аудитория сайтов London Evening Standard и The Independent за год снизилась на 11% и 2%. Лебедев связывает слабые результаты своих газет с тем, что The Guardian давно развивает digital-направление. Но сделав первоначальную ставку на бумажные тиражи, российский бизнесмен и сам допустил стратегический просчет, ведь динамика рекламного рынка говорила о необходимости вложений в интернет. Только за 2011 год рекламные доходы британской прессы снизились на 8%, до £3,9 млрд, тогда как объем рекламы в интернете вырос на 17%, до £4,8 млрд.

 

«Если издание [London Evening Standard] не начнет приносить прибыль в течение трех лет, то мне придется его закрыть» — это слова Александра Лебедева, сказанные им в 2009 году. Спустя три года миллиардер поясняет: «Видимо, ваш коллега пытался меня поймать, я ему и ответил. Всегда нужно ставить для себя benchmarks». По словам Лебедева, London Evening Standard вышла в точку безубыточности.

Согласно отчетности Evening Standard Limited за 2011 год, ее операционный убыток — £7,5 млн. У Independent Print Limited отрицательный результат в три раза больше — £22,3 млн. В течение 2011 года обе издательские компании получали займы от Лебедева на финансирование текущих расходов: Evening Standard Limited — £3,3 млн и Independent Print Limited — £17,6 млн (£16,3 млн и £4,5 млн в 2010 году соответственно). Бизнесмен уходит от прямого ответа на вопрос о сумме затрат в 2012 году: «С каждым годом мы стараемся сокращать расходы и финансирование, но не все получается».

 

Общая задолженость компаний холдинга перед Лебедевым составляет £51,1 млн (большая часть займа — £29 млн — является беспроцентной) плюс £0,9 млн процентов. Еще £8,2 млн Lebedev Holdings должна фонду Hawk Investment Fund, совладельцем которого также является российский миллиардер. Суммарные затраты Лебедева на газеты можно оценить в сумму около £70 млн (или $107 млн). Считает ли он эти деньги потерянными? «У меня как у российского предпринимателя настрой такой: будь готов к худшему, чтобы не было downside», — отвечает Лебедев.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+