Правительство России на заседании в четверг утвердило обновленную программу приватизации. Курировать консультации по продаже отдельных активов премьер Дмитрий Медведев поручил своему первому заму Игорю Шувалову.
Доходы от приватизации только в 2012 году запланированы на уровне 300 млрд рублей. До 1 сентября на продажу будут выставлены порядка 200 мелких и средних активов, завершается подготовка семи крупных сделок с участием инвестконсультантов, перечислил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.
Согласно принятой программе, в 2012-2013 годах состоится приватизация крупнейших государственных ОАО, в том числе нефтяных и электроэнергетических компаний. До 2016 года государство должно полностью выйти из уставных капиталов «Зарубежнефти», «РусГидро» и «Интер РАО ЕЭС». В «Транснефти» и ФСК ЕЭС запланировано сокращение госдоли до 75% плюс 1 акция.
Государство-инвестор
В утвержденном документе также заложено отчуждение акций «Роснефти», находящихся в собственности государственного ОАО «Роснефтегаз» (сейчас 75,16% акций). Начать продажу планируется в 2013 году. Выйти из-под контроля государства «Роснефть» может к 2016 году, заявил на заседании Медведев.
«Роснефтегаз» до 2015 года может являться инвестором по отношению к компаниям ТЭКа — соответствующий указ президент Владимир Путин подписал в конце мая. Перечень активов, в капитал которых войдет государство, до сих пор неизвестен. Такая схема нужна для повышения капитализации компаний ТЭКа. Активы недооценены рынком, продавать их пока нецелесообразно, пояснял Путин. Впоследствии «Роснефтегаз» реализует пакеты другим инвесторам, описывал он перспективы выбранного сценария.
Шувалов в четверг пояснил, что перечень конкретных активов, в приватизации которых поучаствует госкомпаний, может и не появиться. «В любом случае «Роснефтегаз» должен предложить условия лучше, чем другие претенденты», — подчеркнул первый вице-премьер (цитаты по агентству «Интерфакс»). Чиновник пообещал, что реализация активов ТЭКа не будет проводиться «без конкуренции и без рассмотрения предложений других потенциальных инвесторов». Эту позицию поддержал и нынешний куратор энергетики в правительстве, вице-премьер Аркадий Дворкович.
Пока главные активы «Роснефтегаза» — 10,74% акций «Газпрома» и 75,16% «Роснефти». И торопиться с приватизацией пакета в нефтяной компании государство не будет, предупредил Шувалов. «Если у нас будут очень хорошие сделки, очень хорошие условия по «Роснефти» и мы будем в состоянии такую сделку как очень хорошую провести, то мы ее проведем. Если нет, то никакой такой цели немедленной продажи, если мы не сможем получить очень хорошей цены и получить хорошего инвестора, смысла такого нет», — объяснил первый зампред правительства.
Альтернативой приватизации «Роснефти» может быть сделка с иностранными компаниями. Шувалов такой вариант назвал «возможным». Он напомнил, что нынешний президент «Роснефти» Игорь Сечин еще в бытность вице-премьером лоббировал «идею», чтобы «связываться не с какой-то одной крупной компанией, а с гигантами, представляющими самые разные возможности». Российского нефтегиганта могут заинтересовать перспективы сотрудничества с американскими инвесторами, предположил чиновник.
Споры по Сбербанку
Еще один важный актив, который намечен к приватизации в принятой программе, — 7,58% минус 1 акция Сбербанка. Минэкономразвития оценивает пакет в сумму свыше 100 млрд рублей, отметил Белоусов.
Вопрос о приватизации Сбербанка спровоцировал дискуссию на заседании между министром по связям с открытым правительством Михаилом Абызовым и Шуваловым.
Первый напомнил председателю кабмина, что в мартовском поручении на тот момент президента Медведева «предусматривалось формирование реестра компаний, находящихся в госсобственности, и проведение публичного экспертного обсуждения о целесообразности их сохранения в собственности государства и внесении до 1 декабря соответствующего дополнения в план приватизации». При этом обсуждался «выход из капитала компаний несырьевого сектора, а также из капитала компаний естественных монополий», подчеркнул Абызов.
По его мнению, эти положения противоречат планам по сохранению контрольного пакета Сбербанка за государством в период после 2016 года. «В «Стратегии-2020» предусматривался выход и сокращение участия государства до блокирующего пакета к 2015 году. Это крайне важный вопрос в части обеспечения конкуренции на рынке банковских услуг и доступности капиталов для реальных секторов экономики», — объяснил куратор открытого правительства свою позицию. Он предложил Медведеву учесть «возможность приватизации и продажи акций, принадлежащих ЦБ в капитале Сбербанка, со снижением доли к 2015 году до блокирующего пакета».
Шувалов в ответ на реплику Абызова заметил, что по Сбербанку «была отдельная дискуссия», которая «закончилась тем, что в настоящий момент целесообразно контрольный пакет сохранить у ЦБ». Вариант, описанный в «Стратегии-2020», необходимо обсуждать «с общественностью, экспертами и вообще с населением, поскольку это крупнейший банк и большая часть населения пользуется его услугами». Вопрос «носит не только экономический характер, но и политический характер, будем действовать осторожно», заключил Шувалов.
В итоге Медведев поручил ему обсудить вопрос приватизации Сбербанка с заинтересованными ведомствами. «Соберитесь и поговорите на эту тему», — обратился премьер к своему первому заму. Он согласился с тем, что действовать всегда лучше осторожно, но лишь до момента принятия окончательного решения.
В настоящий момент ЦБ РФ принадлежит 57,6% акций крупнейшей российской кредитной организации (60,25% голосующих акций). К приватизации запланированы около 7,6% акций. Этот пакет оценивался в $7 млрд. Приватизация планировалась еще на сентябрь 2011 года, но была отложена на неопределенный срок из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев 6 июня заявил, что регулятор не отказывается от идеи реализации пакета уже в текущем году.
Тема сроков и параметров приватизации Сбербанка муссируется не меньше года, но вопросов к предстоящей продаже остается много, к тому же сохраняется плохая конъюнктура, отмечает старший аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко. По его мнению, чиновники могут дискутировать о деталях сделки, но выйти на реализацию пакета государство сможет не ранее чем через полгода. «При условии улучшения ситуации на мировых рынках можно рассчитывать на конец третьего или четвертый квартал», — прогнозирует эксперт. ЦБ будет выходить из Сбербанка осторожно, радикально снижать долю никто не будет, заключает Слипченко.
Что еще будет приватизировано
В утвержденную правительством позицию также включены:
– 50% минус 1 акция «Совкомфлота» (прекращение участия РФ в уставном капитале планируется до 2016 года, МЭР оценило пакет в 25-27 млрд рублей);
– 25,5% минус 1 акция ВТБ (до 2016 года);
– вся госдоля в ОАО «Объединенная зерновая компания»;
– 49,9% минус 1 акция «Росагролизинга» (до 2016 года);
– 25% минус 1 акция РЖД.
Также планируется уменьшение госдоли в «Роснано» до 90% путем выпуска и размещения допэмиссии в 2012 году.
Согласно проекту распоряжения, до 2016 года предлагается выйти из уставных капиталов «Шереметьево», «Аэрофлота», Россельхозбанка, АЛРОСА.
В случае с алмазодобывающей компанией государство намерено продать свой пакет в координации с властями Якутии. Вырученные от приватизации деньги «в полном объеме или в каком-то другом» будут направлены на развитие инфраструктуры республики, заверил Шувалов. Первый вице-премьер отметил, что для правительства Якутии этот вопрос чувствительный («они не хотят продавать»), однако региональная казна остро нуждается в дополнительных средствах. «Доходы от этих предприятий и месторождений могли бы быть совершенно иными. Сейчас мы не видим ни дивидендов, ни ничего другого», — констатировал чиновник.
Также планируется сократить госдолю в «Уралвагонзаводе» до 75% плюс 1 акция, в Объединенной судостроительной корпорации — до 50% плюс 1 акция и в Объединенной авиастроительной корпорации — до 50% плюс 1 акция.
В программе оговаривается, что конкретные сроки и способы приватизации будут определяться правительством с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций инвестконсультантов. Последние, по словам Шувалова, активно предлагают властям продажу активов с использованием механизма конвертируемых облигаций. «Ты получаешь деньги сейчас, ты даешь определенные гарантии инвестору, но ты, может быть, потом рискуешь только тем, что тебе нужно будет выдать определенные компенсации. Но деньги-то ты получил, ты ими пользуешься», — описал эту схему первый вице-премьер. Он подчеркнул, что окончательных решений по поводу применения механизма пока не принято.
«Золотую акцию» после приватизации предполагается использовать в «РусГидро», «Зарубежнефти», ОЗК и АЛРОСА.
«Лихие 90-е» останутся без амнистии
Отдельно Шувалов на брифинге по итогам заседания правительства коснулся темы «нечестной приватизации 1990-х годов». По мнению первого вице-премьера, реализовать на практике механизм взыскания «контрибуции» с участников распродажи активов будет довольно тяжело. «Мы работали и с экспертамиЮ и с теми, кто работает в ведомствах, и с независимыми. Большинство экспертов, даже включая правительственных, склоняется к тому, что это уже сделать практически невозможно, если это надо было делать, то это надо было делать значительно раньше», — объяснил чиновник.
По его словам, у активов появились добросовестные покупатели, которые к первоначальной приватизации не имеют никакого отношения. «Фактор справедливости присутствует, и Владимир Владимирович (Путин) абсолютно прав: если бы мы это сделали, это была бы некая такая поправка к общественному мнению. Но можно ли это реализовать, если принять такое законодательство? Вряд ли», — резюмировал Шувалов. Он предостерег правительство от принятия законов, «которые будут носить исключительно политический характер».
Новый этап приватизации будет справедливым, заверил зампред правительства. По его мнению, «самое главное, чтобы все эти приватизационные сделки были реально одобрены населением страны».
Путин на февральском съезде РСПП, в разгар президентской кампании заявил о необходимости «закрыть» тему приватизации 90-х и предложил обдумать варианты решения проблемы совместно с бизнесом. «Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то такое… Нужно обеспечить общественную легитимность самого института частной собственности», — объяснял на тот момент премьер-министр. В марте, после избрания на пост президента, Путин был уже более осторожен в своих инициативах. «Можно ли найти такую формулу, я не знаю. Я когда об этом говорил, то сказал, что это предложение было Григория Алексеевича Явлинского», — пояснял он.