К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как кадровые перестановки разрушают бизнес Х5 Retail Group

Как кадровые перестановки разрушают бизнес Х5 Retail Group
После объявления финансовых результатов из компании уходят несколько топ-менеджеров

На крупнейшего продуктового ритейлера обрушилась очередная волна кадровых перемен. Сегодня стало известно, что сразу три топ-менеджера покидают X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», всего 3800 магазинов ). Из компании уходят финансовый директор Кирен Балф, директор по кадрам Татьяна Кожевникова и генеральный директор «Пятерочки» Франк Мрос. Волна увольнений совпадала с объявлением предварительных результатов деятельности компании. Ее выручка в 2012 году вместо предполагаемых 20% увеличилась лишь на 8% до 490 млрд рублей. Выручка главного конкурента — сети «Магнит» выросла за год на 34% до 448,5 млрд рублей.

Одновременно с увольнениями Стефан Дюшарм, до настоящего времени исполнявший обязанности главного исполнительного директора холдинга, был номинирован на пост главы компании. Несмотря на очевидный финансовый провал, Дюшарм в своем письме сотрудникам (есть в распоряжении Forbes) тактично поблагодарил уволившихся за проделанную работу: «2013 год будет непростым для всех нас, и нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы быть лучшим ритейлером на рынке».

Между тем X5 уверенно теряет лидерство в продуктовом ритейле, а ее акции за два года с рекордных $48 подешевели почти втрое — до $17,7. По прогнозам аналитика «Ренессанс Капитала» Наталии Загвоздиной, уже в I квартале 2013 года «Магнит» станет лидером продуктовой розницы.

 

«Дехасисизация». Кадровые бури в последние два года стали правилом жизни для Х5. Все началось в марте 2011 года с громкого увольнения с поста главы компании Льва Хасиса. Ему на смену пришел Андрей Гусев. До назначения на пост Гусев занимался в Х5 сделками M&A.

Вслед за главой в холдинг пришла новый директор по персоналу Татьяна Кожевникова. Последовавшие перемены сотрудники Х5 между собой в шутку прозвали «дехасисазацией». В течение полутора лет по разным причинам свои посты покинули коммерческий директор, директор по логистике, директор по маркетингу холдинга, IT-директор, а также генеральные директора всех сетей. Им на смену Кожевникова привела новую команду, состоящую в основном из экспатов. Новые менеджеры сократили все непрофильные дирекции, занимавшиеся инновациями в торговле, чтобы, по словам Гусева, сфокусироваться на профильном бизнесе.

 

Кадровая революция затронула не только топ-менеджеров, но и обычных работников. По инициативе Кожевниковой, рядовые сотрудники сетей лишились переменной составляющей зарплаты, которая зависела от выработки. «Фактически уровень зарплаты снизился. Усилилась текучка кадров, а качество работы в магазинах сильно упало», — признается бывший сотрудник Х5.

Финансовый результат оказался противоположным тому, о котором заявлял после своего назначения Гусев. Совокупные сопоставимые продажи магазинов X5 уже в IV квартале 2011 года снизились на 2%, а количество покупателей упало на 4%.

Наказаны за невыполнение плана. Летом 2012 года вскоре после публикации слабых финансовых результатов Х5 Андрей Гусев покинул пост, а акционеры назначили и. о. главы компании Стефана Дюшарма. Через месяц грянула следующая волна кадровых перестановок. Своего поста, в частности, лишился Ян Фухс, руководивший сетью «Карусель». Такую меру в компании расценили уже как «наказание за невыполнение плана». Основание найти было несложно — совокупные сопоставимые продажи «Карусели» за I полугодие 2012 года, когда сетью руководил Фухс, упали на 12%, а количество покупателей — на 8%.

 

Сегодняшнее увольнение руководителя «Пятерочки» Франка Мроса кажется вполне логичным. Главный актив компании, дискаунтеры «Пятерочка» потеряли за III квартал 2012 года 1,5% своих посетителей.

Бывший вице-президент Х5 по собственным торговым маркам Александр Анфиногенов считает, что ключевая роль в возникновении проблем последних двух лет принадлежит Татьяне Кожевниковой. «Именно слабая кадровая политика опустила общий уровень профессионализма и позволяла появляться неверным управленческим решениям разных уровней. А назначение Стефана Дюшарма явно свидетельствует о намерениях собственников проводить в бизнесе оздоровительные процедуры», — уверен он.

Директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов говорит, что номинирование Дюшарма на позицию CEO стало одобрением его стратегической линии на децентрализацию управления компанией и перевод функций в торговые форматы («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). «Основные структурные преобразования проведены», - продолжает Сусов. «Например, децентрализованы функции развития, операционного маркетинга, HR, эксплуатации и многие другие. В каждом из форматов появился финансовый директор». «Самостоятельность в принятии решений перемещена с центрального офиса на бизнес-подразделения, -- объясняет Сусов, -- но вместе с ней передана и ответственность». Он считает, что теперь, все сделанные командой за последнее время перемены в организации и процессах должны  принести практические результаты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+