«Проще каждому россиянину iPhone подарить»
Минсвязи сворачивает программу «оранжевых таксофонов», которые были установлены по всей России. На ввод и обслуживание «услуги универсальной связи» было потрачено около 80 млрд рублей, большая часть этой суммы досталась компании «Ростелеком».
Минсвязи планирует прекратить компенсацию убытков операторам, обслуживающим так называемые оранжевые таксофоны, — раскиданные по всей России автоматы, благодаря которым жители в деревнях должны были получать доступ к связи, рассказал Forbes министр связи Николай Никифоров. Услуга обходится слишком дорого и не стоит затраченных денег, говорит он: «Каждый позвонивший, каждый воспользовавшийся автоматом обходится бюджету в 35 000 рублей. Проще на эти деньги ему iPhone подарить».
Оранжевое все
Гарантированная услуга связи каждому россиянину была описана в 2003 году в законе «О связи». Согласно закону, время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно было превышать один час.
На основании этой нормы в каждом поселении должно быть установлено не менее одного таксофона с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам.
С 2006 года всякий путешествующий по России мог видеть появляющиеся даже в самых маленьких деревнях, уже давно занятых дачниками, телефонных аппаратов яркого цвета. Такая роскошь, особенно с учетом частых ремонтов после нападений вандалов, в век всеобщей мобильной связи казалась странной.
Деньги на телефонизацию всей страны собирали ежегодно со всех операторов услуг связи — дополнительный налог составлял 1,2% с выручки. Эти деньги давали операторам, которые выигрывали по конкурсу право на установку и обслуживание таксофонов. В течение года компания-победитель тратила собственные средства, весь убыток в конце года компенсировался за счет фонда.
За семь лет было установлено больше 148 000 таксофонов и больше 21 500 пунктов коллективного доступа в интернет (это регламентировалось поправкой в закон «О связи» от 2011 года).
По словам Александра Мушкарина, начальника управления Федерального агентства связи, ответственного за введение универсальной услуги, в труднодоступных местах таксофоны «стали центрами жизни». «На Чукотке, в Якутии люди собираются, садятся у телефона и звонят на бесплатные номера какой-нибудь фирмы Oriflame просто, чтобы поговорить с другими людьми», — уверяет он.
Мушкарин говорит, что таксофоны помогли во время пожаров и наводнений благодаря возможности бесплатных экстренных вызовов. Ставили таксофоны и в лагерях беженцев из Южной Осетии: «Люди звонили, чтобы сообщить, что с ними все в порядке».
Однако эксперты не разделяют оптимизм: например, те же лагеря беженцев разворачивались на территориях, где присутствует мобильная сеть, а операторы предоставляли бесплатные комплекты связи. Да и практика показывает, что таксофоны по госпрограмме устанавливали в самых бессмысленных с любой точки зрения местах. Так, в поселке Горельском Невьянского района Свердловской области уже 10 лет никто не живет, но среди развалин покинутых домов недавно возник новый оранжево-красный таксофон. Как сообщалось в местной печати, по документам сельской администрации, там оставались прописанными три человека, поэтому автомат стоимостью 1,8 млн был установлен в уже ненаселенном пункте.
Вылетели в трубку
Кто являлся основным получателем денег, собранных с операторов?
Так получилось, что 90,9% от всех таксофонов были установлены и обслуживаются «Ростелекомом» (крупнейшая телекоммуникационная группа, принадлежащая государству; глава Минсвязи Николай Никифоров последовательно критикует работу компании, а в сентябре, по данным СМИ, пытался добиться смены его руководства. — Forbes) и его дочерними компаниями. Ими же была разработана и «единая карта оплаты» универсальных услуг связи (привычные карты ЕТК синего цвета, с помощью которых можно позвонить из таксофона, например в Москве, принимались только автоматами Национальной таксофонной сети). Ее приобретали на почте за 50 или 100 рублей, с лимитом минут по социальной цене — от 40 копеек до 1,5 рубля за минуту. Однако изготовление каждой карты, по словам недоумевающего источника в Минсвязи, обходилось в 36 000 рублей.
Всего же с 2007 года на универсальную услугу было потрачено более 80 млрд рублей.
Несложно посчитать, во сколько обходился каждый звонок. Например, в 2010 году, когда в стране было 137 000 таксофонов, объем трафика на них составил 31,6 млн минут — по полминуты в день на каждый автомат. В тот год в качестве возмещения убытков операторы получили 17,46 млрд рублей. Получается, что одна минута трафика стоила более 550 рублей.
После сворачивания проекта деньги на универсальную услугу связи с операторов будут продолжать брать, но теперь они пойдут уже на компенсацию убытков при проведении оптоволоконной сети и строительство вышек LTE-сигнала в тех районах, где сами операторы считают невыгодным возводить вышки. Как рассказал Forbes глава «Россвязи» Олег Духовницкий, пока нормативной базы для этого нет: «Те коллеги, которые уже выиграли конкурсы на обслуживание таксофонов, будут продолжать их обслуживать до конца 2013 года. Просто сама услуга эта устарела, и мы будем думать надо новыми способами ее оказания».
Сроки действия договоров по обслуживанию таксофонов, ранее продлевамые на 5 лет, с декабря продлеваются лишь на год, до 31 декабря 2013 года включительно. За 2013 год министерство планирует разработать новую систему оказания универсальных услуг и внести новую поправку в Закон «О связи».
По словам представителя «Ростелекома» Олега Румянцева, демонтироваться будет те автоматы, «которые убыточные». Убыточны все автоматы, иначе они бы не входили в госпрограмму, говорит Мушкарин.