Эксперты МВФ оценили доходы и расходы государственного сектора российской экономики и его вклад в ВВП. В чем ценность нового исследования? В отличие от официальной бюджетной статистики в расчеты МВФ включены финансовые показатели сектора госуправления и крупнейших подконтрольных государству компаний. Вклад государства в ВВП России составляет 71%.
Совокупные активы госсектора равны четырем ВВП, половина из них — запасы нефти и газа. При этом обязательства госсектора превышают активы на 18% ВВП. Большая часть — обязательства пенсионной системы (почти в три раза больше ВВП). Кроме того, подконтрольные государству компании обременены обязательствами объемом 127% ВВП.
Каковы основные риски для государственных финансов в будущем?
Нефтяная игла не затупилась. Например, снижение цены на нефть на $10 за баррель приводит к увеличению дефицита государственного сектора на 1% ВВП, такой же эффект имеет и укрепление рубля к доллару на 10%. Гораздо разнообразнее группа рисков, не связанных с макроэкономической ситуацией. Исходя из ожидаемого роста продолжительности жизни россиян, относительно низкого пенсионного возраста и сохраняющейся низкой рождаемости МВФ прогнозирует увеличение чистой приведенной стоимости пенсионных расходов в России к 2050 году до 98% ВВП. Это один из самых высоких показателей в странах G20. Гораздо в меньшей степени за этот же период вырастет чистая приведенная стоимость расходов на здравоохранение — до 37% ВВП, что ниже среднего в «большой двадцатке».
Другими существенными рисками для государственных финансов МВФ считает не связанные с депозитами обязательства шести крупнейших подконтрольных государству банков на 18 трлн рублей (30% ВВП) и 18 нефинансовых компаний, прежде всего сферы ТЭК, на 10 трлн рублей (17%), а также риски системы страхования депозитов в 9,4 трлн рублей (15%) и государственные гарантии на 1 трлн рублей (1,8%).
Сейчас казну выручают поступления от нефти и газа — 9% ВВП, однако к 2050 году они сократятся примерно до 3% ВВП.
И то — при условии сохранения постоянных в реальном выражении цен на углеводороды, то есть если цены будут расти в соответствии с общим уровнем российской инфляции, а годовой объем производства останется неизменным. Если же цены останутся на текущем уровне, то к 2050 году доходы упадут примерно до 1% ВВП. При росте добычи, когда производство в среднесрочной перспективе вырастет в соответствии с прогнозами правительства, поступления в ближайшие 10 лет также увеличатся, но затем начнут сокращаться более резкими темпами.
Основной вывод МВФ: по мере истощения нефтегазовых запасов России придется изыскивать альтернативные источники дохода или снижать уровень государственных расходов.