Африканский карантин: чем грозит российскому бизнесу эпидемия лихорадки Эбола
5 августа, после того как за два дня в Гвинее, Либерии, Сьерра-Леоне и Нигерии от лихорадки Эбола скончался 61 пациент (общее количество умерших приближается к тысяче) и заразились 163 человека, Всемирный банк заявил о намерении выделить $200 млн на чрезвычайную помощь африканским странам. Против лихорадки до сих пор не разработана вакцина, поэтому в 90% случаев заболевание приводит к летальному исходу. Вирус может стать причиной падения экономического роста Гвинеи — от 1% до 3,5%, посчитали во Всемирном банке и МВФ. В тот же день о временной отмене всех рейсов в Гвинею объявила авиакомпания "Эмирейтс".
Под угрозой может оказаться и бизнес российских компаний. В пораженных вирусом странах работает «Русал» Олега Дерипаски, «Лукойл» Вагита Алекперова и «Северсталь» Алексея Мордашова.
«Русал», который является одним из крупнейших работодателей Гвинеи (более 1800 сотрудников), с апреля начал эвакуацию иностранных сотрудников из Гвинеи, рассказал Forbes предприниматель, работавший в этой стране: «Как только все это началось, сказали: «уезжайте». Представитель «Русала» подтвердил Forbes, что семьи сотрудников-экспатов эвакуированы и находятся за пределами Гвинеи.
Эпидемия Эбола прямо и косвенно влияет на экономику в Гвинее, Либерии, Сьерра-Леоне и соседних с ними странах, сообщил Всемирный банк. «Если эвакуация квалифицированного персонала из числа экспатов продолжится, то в горнодобывающем секторе будет значительный спад производства», — прогнозирует международная организация.
Ситуация превратилась в рискованную буквально за несколько месяцев, рассказывает предприниматель, который вел бизнес в Гвинее. Первый заболевший, о котором появились сообщения в СМИ, находился в Кисидугу — удаленном горном районе на границе с Либерией, «туда и белых людей не пускают», вспоминает собеседник. Следующий — ближе к центральным районам, в населенном пункте Масента.
Болезнь пробиралась по стране, пока не обнаружился инфицированный в столице Конакри. «Это бедный западноафриканский город, в котором есть аккуратненький квартал с правительственными зданиями в центре, — описывает предприниматель. — Но за пределами квартала — антисанитарный ад, и если туда попадает больной, у которого инкубационной период три недели, — это страшно».
В конце апреля забили тревогу компании, ведущие в Гвинее бизнес.
Возможно инфицированные люди сбежали из карантина, организованного «Врачами без границ» в промышленном Боке. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к началу августа в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне вирусом заразились 1603 человека и умерли 887 человек. На территории российского посольства в Гвинее был введен жесткий карантин.
Во всех трех странах пострадало сельское хозяйство, так как работники бежали из сельскохозяйственных районов в зараженных зонах, сообщает Всемирный банк. Также значительно снизилась международная торговля из-за закрытия сухопутных границ и ограничения полетов, в частности отмены рейсов некоторыми международными компаниями. Все это привело к снижению доходов компаний и уменьшению финансовых потоков. Некоторые проекты, связанные с иностранными рабочими и деловыми путешественниками, по данным Всемирного банка, даже сокращены в масштабе.
По словам представителя «Русала», добыча бокситов в Гвинее (а это более 40% от общего объема бокситов, добытых предприятиями компании), по-прежнему осуществляется в штатном режиме.
«С марта на всех предприятиях компании в Гвинее действует карантин, производится регулярное медицинское обследование сотрудников», – рассказал представитель алюминиевой компании. Он уточнил, что на данный момент ни одного случая заболевания на предприятиях «Русала» не выявлено. Кроме того, в качестве мер борьбы с эпидемий компания передала правительству Гвинеи лот медикаментов.
Металлургическая компания «Северсталь», в июле этого года получившая лицензию на добычу железной руды в Либерии, пока не ведет там операционной деятельности и не понесла урона от лихорадки, говорит ее представитель. «Наш штат сотрудников в Либерии минимальный, и все они здоровы, так что никакого урона лихорадка нам не принесла», — поясняет представитель «Северстали».
Во Фритауне (столице Сьерра-Леоне) находится представительство «Лукойла», рассказывает источник, близкий к компании. Здесь сейчас работает всего несколько человек — директор и административные сотрудники, продолжает он. Персонал компании работает в акватории других стран Западной Африки: заканчивает бурение в Гане, до конца года планируется начать бурение в Кот-д'Ивуаре. «Меры принимаются, исходя из общих рекомендаций местных органов здравоохранения», — говорит собеседник Forbes, не уточняя дополнительных деталей.
Но вирус Эбола распространяется быстрее, чем медики успевают взять под контроль очередную вспышку заболевания, признала глава ВОЗ Маргарет Чан 1 августа на саммите лидеров западноафриканских стран. Пока что организация не рекомендовала вводить ограничения на поездки или торговлю в отношении зараженных стран. Но некоторые авиаперевозчики — африканские ArikAir и ASKY и международный Emirates — уже прекратили туда полеты.
«Гвинея — страна, опасная с точки зрения всех инфекций, и [нет] никаких иллюзий по поводу помощи: человека, который нуждается в медицинском уходе, везут лечиться в соседнюю страну», — объясняет бизнесмен, имевший опыт работы там.
«Все инженерные кадры — это французы, итальянцы, русские — люди, не склонные рисковать. И может произойти серьезный отток».