Страх ареста: почему Путин отменил создание Росфинагентства
Проект создания Росфинагентства, призванного управлять средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда РФ, объемы которых насчитывают 5 трлн рублей, сорван. «Для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния предлагалось создать Росфинагентство, однако попытка реализации этой идеи выявила наличие многих нерешенных проблем. Необходимо рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления средствами указанных фондов», — заявил президент Владимир Путин в четверг, оглашая бюджетное послание на 2014 год.
Фонд национального благосостояния России и Резервный фонд появились в 2008 году из Стабилизационного фонда. Сейчас средствами этих фондов управляет Банк России. Законопроект о создании Росфинагентства Минфин разрабатывал пять лет. По словам чиновника правительства, колебания на тему того, нужно ли создавать Росфинагентство, были всегда, никто кроме Минфина в большом восторге от этой идеи не был. Несмотря на все противодействие, Минфин упорно вписывал агентство в свои профильные документы — госпрограммы и планы деятельности. Главным лоббистом создания агентства во времена своей работы в кабинете был экс-министр финансов Алексей Кудрин.
После многочисленных совещаний, поправок и доработок проект все же был согласован профильными министерствами и внесен в Госдуму в сентябре 2012 года.
В январе этого года закон был принят в первом чтении. Но при подготовке ко второму натолкнулся на ожесточенное сопротивление в Госдуме, в комитете по бюджету и налогам. Депутатов не устраивали ни организационно-правовая форма агентства (правительство предлагало форму ОАО с единственным акционером в виде государства, депутаты считали, что агентство должно стать бюджетным учреждением), ни формы контроля за его деятельностью.
Дискуссия дошла до советника президента (в то время) Эльвиры Набиуллиной, а сам законопроект «провалил» ранее поставленный президентом Владимиром Путиным срок — согласно раннему поручению президента, агентство должно было быть создано к 1 апреля этого года.
В итоге решение о сворачивании идеи агентства было принято в Кремле на совещании у Набиуллиной, говорит близкий к Минфину собеседник: «Существенную роль в этом решении сыграли депутаты бюджетного комитета, которые при отсутствии жесткой позиции со стороны министерств и правительства, бились в истерике, что их не устраивает ни одна из предложенных организационно-правовых форм».
Однако в первую очередь Росфинагентство, как утверждают два высокопоставленных источника Forbes — в Минфине и ЦБ, — стало жертвой политических рисков.
«Росфинагентство планировалось как официальный инвестор правительства за рубежом, а есть ряд дел против России, по которым могли бы подвергнуть аресту собственность или активы, купленные Росфинагентством на деньги госфондов», — говорит высокопоставленный источник в ЦБ.
В пример он приводит дело бывших акционеров компании ЮКОС в Гааге, а также дело евреев-хасидов, которые успешно судятся с Россией в США по делу о так называемой библиотеке Шнеерсона.
В начале этого года федеральный суд США решил, что Россия должна выплачивать $50 000 в день в качестве штрафа до тех пор, пока страна не выполнит его решение и не возвратит исторические книги и документы хасидской общине в Америке.
Высокопоставленный источник в Минфине подтверждает: риск ареста денег за границей был одним из мотивов сворачивания идеи финагентства.
Что именно считать государственными средствами, которые можно арестовать по частным искам, непонятно, международная практика на эту тему не устоялась, говорит бывший начальник отдела международных финансовых рынков Минфина Олег Буклемишев. Но этот вопрос сейчас очень актуален, недавно один из американских фондов, который не принял в 2001 году условия реструктуризации во время аргентинского дефолта, получил судебное решение в США, что имеет право на компенсацию, подвергая аресту средства правительства Аргентины, напоминает эксперт.
По логике, чем дальше деньги от государства формально, тем сложнее их арестовать, рассказывает Буклемишев. Международная практика такова, что деньги ЦБ, который сейчас размещает российские средства за рубежом, всегда в случае арестов освобождались в первую очередь, поскольку считается, что это другое юридическое лицо, не российское государство, объясняет Буклемишев.
Если бы размещением средств за границей занималось бюджетное учреждение, каковым Росфинагентство хотели сделать депутаты, арестовать их было бы проще, допускает собеседник.