17 апреля Дмитрий Медведев выступил в Госдуме с ежегодным докладом о работе правительства. Визит премьера в здание парламента на Охотный ряд состоялся на фоне негативного информационного фона: последние макроэкономические показатели оказались ниже прогнозов аналитиков, отставки ряда министров уже робко требуют даже лояльные Кремлю единороссы, а последние завоевания периода президентства Медведева — развитие иннограда «Сколково», отказ от перехода на зимнее время и введение абсолютного запрета на употребление алкоголя для водителей — все настойчивее подвергаются ревизии. В итоге, однако, сенсационных новостей дискуссия премьера с депутатами не принесла. Forbes выбрал самые интересные ответы главы правительства на вопросы и претензии парламентариев.
О Ливанове и плагиате
Ожидаемый вопрос об отставке министра образования и науки Дмитрия Ливанова премьеру задал депутат от фракции ЛДПР Игорь Лебедев, сам заподозренный блогерами в плагиате. Медведев решительно встал на сторону непопулярного у депутатов подчиненного: «Не думаю, что вы ждете от меня, что я с этим соглашусь. Я скажу одно: министр, это, конечно, не рубль, чтобы всем нравиться».
По словам премьера, в правительстве есть ряд «расстрельных» должностей, прежде всего, — министров образования и здравоохранения. «Постарайтесь вспомнить, чтобы здесь, в этом зале, кто-нибудь сказал добрые слова в адрес министров образования и здравоохранения в предыдущий период. Так жизнь просто устроена. Поэтому я считаю, что министр, который нравится всем, — это человек, который, скорее всего, не вполне справляется со своими обязанностями», — урезонил Медведев депутатов.
Комментируя череду разоблачений высокопоставленных чиновников из-за некорректного цитирования чужих работ в диссертациях, премьер призвал избегать «механической стрижки» при проверке научных трудов на плагиат. Он признал падение качества диссертаций, особенно «гуманитарного цикла». По мнению Медведева, порядок нужно наводить с помощью изменения механизма отбора, «но ни в коем случае не должно быть механической стрижки под одну гребенку, тем более с использованием несовершенных систем контроля контента в диссертациях». В качестве примера он привел систему «Антиплагиат», которую, оговорившись, назвал «антикомпромат», пояснив затем, что это, в принципе, одно и то же.
О Кипре
Премьер вновь вернулся к вопросу кипрского кризиса. По его мнению, власти островной республики показали худший пример конфискационной политики денег из офшоров: «Нужно поблагодарить наших партнеров из Евросоюза за то, что они устроили с Кипром, потому что они показали худший пример того, как нужно проводить конфискационную политику. И это очевидное доказательство для значительной части людей, почему нужно деньги хранить в одной стране».
Российские госструктуры и частные компании не понесли потерь из-за ситуации на Кипре, подчеркнул Медведев. «Если говорить о масштабах потерь, то я специально проводил несколько совещаний на эту тему и могу вам прямо сказать — никаких потерь у нас нет. Я имею в виду государственные структуры и даже значительную часть частных компаний», — отметил он.
«Наша задача сейчас — создать такой налоговый режим и такую степень комфорта, которая для большинства людей будет означать только одно — деньги нужно хранить в родной стране», — добавил премьер. По его словам, часть российских граждан выбрала иностранные юрисдикции для хранения своих сбережений и это их право, если такие решения были приняты открыто и не связаны с использованием серых схем по уклонению от налогов.
О Росфинагенстве
Росфинагентство, скорее всего, будет создано в форме некоммерческого партнерства или фонда, а не ОАО, заявил глава правительства. «Наверное, практически всем понятно, что форма акционерного общества не совсем годится... Коммерческая организация все же создает больше рисков, — прокомментировал он. — По всей вероятности, нам нужно будет определиться, что это будет за организационно-правовая форма, в ближайшее время. Ну, видимо, это будет какая-то некоммерческая организация, какой-то фонд».
Медведев отметил, что еще одна дискуссионная тема по Росфинагентству связана с риском ответственности суверенного фонда, который возникает в иностранных юрисдикциях: «Это тоже проблема, не буду спорить, и на нее нужно получить аргументированные ответы с использованием существующего иностранного опыта». Но в любом случае, добавил Медведев, подобные суверенные фонды существуют в большинстве стран, которые имеют высокие нефтяные доходы и хотят накапливать деньги. «И у них специальный правовой режим», — напомнил премьер.
Касаясь вопроса о том, куда должны размещаться ресурсы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, Медведев отметил, что однозначного рецепта здесь нет: «Например, все загнать на внутренний рынок, поместить в наши активы — или, наоборот, все сконцентрировать в первоклассных иностранных ценных бумагах. Здесь должно быть правильное и хорошо просчитанное мнение экспертного сообщества, Минфина и правительства».
Депутат Оксана Дмитриева спросила премьер-министра, будет ли гарантирована сохранность средств в Росфинагентстве, сравнив его с Рособоронсервисом, и выразила сомнение на этот счет. «Это агентство должно действовать на максимально прозрачной основе, и не должно быть ни тени сомнения, каким образом используется соответствующие деньги. Ни по степени эффективности вложений, ни по рисковым вопросам», — ответил Медведев.
О доходах и бонусах
Правительство увяжет размер вознаграждения менеджеров госкомпаний с результатами их деятельности, но не намерено бороться с высокими доходами. «Когда речь идет о компаниях, контролируемых государством, мы вправе действительно увязывать размер компенсаций при увольнении соответствующих менеджеров, ну и, конечно, их зарплаты с реальными достижениями соответствующих структур», — прокомментировал Медведев.
По его словам, правительство в настоящее время готовит соответствующие предложения, «но это конечно не означает, что мы вообще должны бороться с высокими доходами, наша цель вообще-то заключается в том, чтобы всем доходы поднимать». «Просто та диспропорция, которая складывается, особенно на предприятиях, мягко говоря, не в лучшем положении находящихся, она действительно людей раздражает, и мы на это должны дать им свой ответ», — признал он.
Медведев напомнил, что в период кризиса 2008-2010 годов вопрос об ограничении «золотых парашютов» обсуждался в правительстве. «Мы тогда не пошли на соответствующее ограничение именно для того, чтобы не лишать менеджеров мотивации», — пояснил премьер.
О гособоронзаказе
Премьер предложил покончить с «ценовыми войнами» в сфере гособоронзаказа и ввести персональную ответственность для руководителей всех уровней за его реализацию: «Деньги есть, поэтому разборки пора прекращать. Это важно для того, чтобы была планомерная нормальная работа. Ответственность же руководителей всех предприятий - она должна быть персональной. И хоте бы отметить, не только административной или уголовной, о чем мы любим говорить. На мой взгляд гораздо важнее, чтобы предприятия отвечали рублем». По его словам, объем финансирования гособоронзаказа на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов составляет более 6,5 трлн рублей.
О страховых взносах
Правительство предлагает ввести дифференцированный режим по страховым выплатам для малого бизнеса в зависимости от уровня доходов, при этом кабмин готов к поиску компромиссов с депутатами Госдумы, заявил Медведев. «Может быть, присоединиться к одному из законопроектов, у меня нет возражения, включая, например, отсечение суммы 300 000 рублей для того, чтобы использовать одни критерии, и свыше 300 000 рублей — другие критерии», — предположил он. При этом премьер не исключил механизма адресной поддержки тех или иных представителей малого бизнеса.
О пенсионной формуле
Правительство пока окончательно не определилось с так называемой пенсионной формулой — новым порядком формирования и расчета пенсий. Медведев предложил депутатам участвовать в создании формулы и не критиковать то, чего они еще не видели. «Критике подвергалась в выступлении Геннадия Андреевича (Зюганова, главы КПРФ) пенсионная формула. Правильно, что вы ее критикуете, только хотелось бы спросить: вы ее видели? Я вот нет, потому что ее нет пока», — констатировал премьер, добавив, что, прежде чем критиковать, необходимо погрузиться в проблему.
По его словам, «существующие подходы к созданию пенсионной формулы предполагают учет стажа и заработка при определении пенсий в большей степени, чем сегодня». «При создании (формулы), конечно, мы будем в большей степени учитывать и стаж, и заработок, и другие факторы. И вот в каких весовых категориях это будет, как она будет выглядеть — это результат нашей с вами совместной деятельности должен быть», — заявил глава правительства.
О зимнем времени и нулевом промилле
Премьер по-прежнему считает, что России не стоит переходить на зимнее время, но «это не значит, что вопрос закрыт навсегда». «Нам не нужно бесконечно дергаться. Правительство свою позицию определило. Давайте посмотрим, поживем с этим временем, но это не значит, что этот вопрос закрыт раз и навсегда», — предложил он депутатам. Медведев добавил, что по данному вопросу проводилось немало исследований, и количество сторонников и противников возврата к зимнему времени в обществе делится примерно поровну.
Глава правительства также подтвердил неизменность своей позиции о несовместимости употребления алкоголя и управления автомобилем, но допустил возможность установления в законе ничтожно малого значения промилле — для учета погрешности измерительных приборов: «Моя позиция по употреблению алкоголя перед тем, как сесть за руль, прежняя: пить нельзя, это вредно и опасно». Однако «если все-таки тема, связанная с погрешностями приборов — раньше этого не было, но действительно, может, наши приборы такими стали или другие проблемы возникли, может быть, точность их изменилась — у меня нет возражений зафиксировать возможность учета погрешности прибора при возникновении казуса».
Медведев подчеркнул, что должно быть зафиксировано ничтожно малое количество промилле, которое должно быть определено опытным путем с учетом использования разных приборов: «Это может быть на уровне 0,1 промилле».
По материалам РИА Новости