К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

8 старых и один новый способ спасти ЗиЛ

8 старых и один новый способ спасти ЗиЛ
Московское правительство снова спасает легендарный ЗиЛ. Совместно со Сбербанком там планируют наладить сборку корейских и итальянских автомобилей. У завода были и более интересные планы спасения

Легендарный автомобилестроительный «Завод имени Лихачева» (ЗИЛ), находящийся при смерти фактически с самого распада СССР, вновь начали спасать. Правительство Москвы, как главный акционер завода, договорилось со Сбербанком о создании совместного предприятия для сборки на мощностях ЗиЛа автомобилей Fiat и Hyundai.

Что из этого выйдет? За последнее десятилетие было придумано огромное количество разнообразных способов вдохнуть жизнь в погибающий завод или хотя бы в принадлежащую ему территорию. Forbes вспомнил самые интересные проекты возрождения ЗиЛа и их результаты.

Новый ЗиЛ: маленький и рентабельный
Итар-ТАСС

Новый ЗиЛ: маленький и рентабельный

В 2005 году ЗиЛ предпринял попытку снова стать успешными автозаводом исключительно своими силами — просто за счет хорошего и грамотного менеджмента. А также за счет своей немаленькой территории. Была принята официальная декларация о намерениях: производственную территорию планировалось сократить в несколько раз, часть земли распродав, а часть помещений сдав в аренду. Это должно было помочь расплатиться с долгами, которые на тот момент составляли 6 млрд рублей. ЗиЛ собирался поднять объемы производства автомобилей с жалких 15 000 машин в год до как минимум 50 000 (в советские времена здесь собиралось 250 000). К 2007 году руководство обещало сделать завод рентабельным, а к 2010 году чистая прибыль должна была составлять порядка $80 млн в год.

Помещения действительно исправно сдавались в аренду, земля не менее исправно продавалась, однако на производственных результатах это никак не сказывалось. Удалось наладить разве что отлив колоколов и заграждений. После отставки Юрия Лужкова своего поста вскоре лишился и генеральный директор ЗиЛа Константин Лаптев. Новый глава столицы Сергей Собянин говорил о нем следующее: «ЗиЛ в последние годы показывал миллиардные убытки, людям месяцами не выплачивали зарплату. При этом сам руководитель предприятия ежегодно получал заработную плату 250 млн рублей».

Лимузины для политической элиты
Итар-ТАСС

Лимузины для политической элиты

Весной 2010 года управляющий делами президента РФ Владимир Кожин заявил, что высшее руководство страны желает пересесть с иномарок на автомобили отечественного производства. Особенно, подчеркивал он, истеблишмент заинтересовало бы сотрудничество с ЗиЛом. Через некоторое время идеей заинтересовалось культовое итальянское ателье Pininfarina, готовое разработать для лимузинов Владимира Путина и Дмитрия Медведева уникальный дизайн.

Итальянцы из уравнения, впрочем, были выкинуты достаточно быстро: представители управделами главы государства вскоре заявили, что завод будет справляться «своими силами». Осенью того же года ЗиЛу передали техническое задание, и инженеры компании начали его изучать. «Они очень подробно в это погрузились, молодцы», — хвалил зиловцев Кожин. Затем энтузиазм начал сходить на нет. К началу 2012 году ответа от ЗиЛа так и не последовало. «Мы не получили пока никаких внятных предложений», — пожаловались в минувшем январе ответственные за президентский гараж.

Завод для «ё-мобилей»
Итар-ТАСС

Завод для «ё-мобилей»

В конце мая 2011 года, через несколько недель после старта политической карьеры Михаила Прохорова в роли лидера «Правого дела», компания «Ё-авто» подтвердила готовность перепрофилировать конвейеры ЗиЛа с выпуска грузовиков на «ё-мобили».

Скептики в обещаниях миллиардера усмотрели предвыборную риторику, представители Прохорова уверяли в серьезности намерений «Ё-авто» освоить проблемную территорию. Наряду с московской компания рассматривала производственные площадки в регионах и даже за рубежом — в Казахстане, Белоруссии, на Украине, в Чехии, Дании.

Сейчас, в конце марта 2012 года, никаких новых заводов, помимо строящегося под Петербургом, у одного из самых неоднозначных проектов российского автопрома не появилось. Зато сам Прохоров прошел путь от несостоявшегося партийного лидера до третьего по популярности политика в стране.

Китайский Foton в Нагатинской пойме
REUTERS·2012

Китайский Foton в Нагатинской пойме

Пожароопасным летом 2010 года в здании мэрии на Тверской гендиректор ЗиЛа Константин Лаптев подписал соглашение о сотрудничестве с руководством китайской Foton Motor. Гости из КНР подарили российской столице два автобуса-гибрида и анонсировали амбициозные планы строительства на базе московского завода собственного европейского подразделения. Китайцы готовы были собирать на ЗиЛе до 100 000 грузовиков в год и вести из Нагатинской поймы экспансию на рынки Западной Европы. Эти намерения, как это регулярно бывает с китайскими компаниями, так и остались нереализованными.

Напомнила о себе Foton в конце января 2012 года. Мэр города Дзержинска Виктор Сопин объявил, что китайская компания «рассматривает возможность» создания собственного производства в Нижегородской области. Проект, по его словам, предполагает производство тяжелых грузовиков и легких коммерческих автомобилей, а также трудоустройство 12 000 местных жителей.

Кузова для Renault московского производства
Итар-ТАСС

Кузова для Renault московского производства

Отношения правительства Москвы и французской компании Renault начались 15 лет назад. В 1997 году было создано совместное предприятие «Автофрамос», которое должно было помочь Renault начать завоевывать российский рынок. «Автофрамос» занимался производством легковых Megane и делал это в заводских помещениях «Москвича».

В 1999 году к московско-французским отношениям подключился ЗиЛ. На базе завода Renault хотела производить строительный полноприводный грузовик Renault Kerax и тягач Renault Premium. Выпуск хотели довести до 20 000 машин в год.

Проект с грузовиками по разным причинам не состоялся, но в 2005 году в рамках все того же «Автофрамоса» Renault начала размещать на ЗиЛе производство кузовных деталей. Предполагалось, что объем производства этих деталей будет превышать 700 000 штук в год, но и на этот раз все забуксовало. В 2007 году выручка ЗиЛа от сотрудничества с французами едва превышала 10 млн рублей — сотрудничество не достигло запланированных масштабов.

Парк культуры и отдыха «ЗиЛ»
РИА Новости

Парк культуры и отдыха «ЗиЛ»

Весь мир давно придумал, что можно сделать с территорией заброшенных городских заводов. Из них получаются комплексы с ресторанами, галереями современного искусства и просторными лофтами, в которых модно устраивать офисы. В последние годы этот тренд добрался до Москвы.

В конце минувшего февраля руководитель столичного Департамента культуры Сергей Капков предложил использовать территорию ЗиЛа для создания культурного центра. «Мы там видим и театрально-концертную площадку, видим какие-то выставочные помещения, видим там творческие лаборатории. Мы просто высказали свои пожелания для технического задания для архитекторов. Там все может поместиться: и кампусы, и те научные вещи, которые делает Департамент науки города Москвы», — фонтанировал идеями популярный столичный чиновник. Правительству Москвы, однако, идея по вкусу не пришлась.

Студенческий городок
РИА Новости

Студенческий городок

В октябре 2011 года о своем желании занять территорию ЗиЛа объявила Высшая школа экономики. ВШЭ хотела построить там общежития, возвести учебные корпуса и спортивные площадки, то есть превратить завод в классический университетский кампус. В инвесторы проекта прочили Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга. Понимания в политических кругах идея не нашла.

«На место реальной экономики приходит обучение экономистов, которые будут делать деньги из воздуха, что в Соединенных Штатах и вообще во всем мире привело к известному кризису 2008 года. Студенческие городки нам нужны безусловно, но не на месте промышленных предприятий. Развивать образование нужно, но не за счет окончательного угробления промышленности», — подытожил инициативу заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Инноград Вексельберга за $3 млрд
Артема Голощапова для Forbes

Инноград Вексельберга за $3 млрд

В июне 2011 года территория ЗиЛа заинтересовала «Ренову» Виктора Вексельберга. Президент фонда «Сколково» предложил задействовать 275 га в Нагатинской пойме под строительство миниатюрной копии подмосковного иннограда. В возведение «научно-внедренченского центра высоких технологий и жилья для его сотрудников» компания Вексельберга готова была инвестировать до $3 млрд. Условием реализации проекта было освоение сразу всей территории.

Глава девелоперского подразделения «Реновы» Вениамин Голубицкий и вице-мэр Москвы Андрей Шаронов факт ведения переговоров подтверждали, однако никакой конкретики за их заявлениями так и не последовало.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+