«Может быть, стоит ввести ценз оседлости?» — предлагает житель центра Москвы и координатор группы «против платных парковок» в фейсбуке Леонид Антонов. Антонов и его единомышленники, жители Центрального административного округа (ЦАО), — самые активные оппоненты системы взимания денег за парковки на улицах столицы, которую пытается внедрить Департамент транспорта Москвы.
Пилотный проект столичного правительства стартовал 1 ноября на улицах Петровка, Каретный Ряд и в примыкающих к ним переулках. Час парковки стоит 50 рублей, оплата в специальных паркоматах, с помощью мобильного телефона или транспортных карт. Критики фиксировали провалы программы на всех этапах (паркоматы, как в Лондоне, не принимают наличные и выплевывают карты некоторых банков, мобильные приложения выдают ошибку, транспортных карт в продаже не найти). Однако больше всего жители центральных районов города возмущаются самим принципом платности парковки под собственными окнами.
Резиденты столичного ЦАО не первые, кто считает, что они должны иметь преимущественное право на парковку. Соответствующий правовой прецедент есть в США: в 1977 году Верховный суд постановил, что право приоритетной парковки возле собственного дома не нарушает равенства граждан. Кроме того, если разрешить автолюбителям бесплатно держать машины возле дома, это может стимулировать их добираться на работу другим способом и снизит вредные выбросы.
Понятие «резидентная парковка» очень распространено и в Европе. Московские власти в духе европейской модели разрешили жителям Петровки и Каретного Ряда держать свои машины на улицах бесплатно, но только по ночам. С 8:00 до 20:00 для них действует обычный тариф. Это вынужденная и временная мера, объясняет руководитель ГУ «Администратор московского парковочного пространства» Сергей Мариничев. Если выдавать всем владельцам или нанимателям квартир в ЦАО бесплатное разрешение парковаться на загруженных улицах в пиковые часы, возникнет черный рынок: небогатые резиденты будут просто продавать свои разрешения состоятельным приезжим.
Экономист Евгений Гонтмахер посчитал, что участникам эксперимента приходится платить за свои машины 18 000
в месяц (12 часов в день по 50 рублей в час). Но, во-первых, они не платят, предпочитая пока оставлять машины за пределами зоны эксперимента. А во-вторых, высчитывать месячную стоимость парковки исходя из стоимости часа все равно что пытаться составить представление об уровне арендных ставок на квартиры, ориентируясь на стоимость гостиниц с почасовой оплатой. Но куда девать машину с улицы, если двора нет, а эксперимент в 2013 году расширится на всю территорию внутри Бульварного кольца?
В Москве 11,5 млн жителей и 4 млн автомобилей. Итоги работы пилотного проекта подведут в конце зимы, за оставшееся время Департаменту транспорта предстоит решить множество вопросов. Если разрешить резидентам ЦАО парковаться бесплатно, то где: возле своего дома или по всему округу? Кому выдавать разрешения: собственнику квартиры, человеку с пропиской, арендатору или по адресу, указанному при регистрации автомобиля? Вот несколько примеров того, как решают проблемы с пробками и платными парковками власти других городов.