Внесенный в Госдуму 31 октября антитабачный законопроект Минздрава сразу получил резкий отпор. Запрет на продажу сигарет в ларьках и киосках приведет к закрытию нескольких тысяч торговых объектов и увольнению огромного числа занятых в этом бизнесе, заявила в обращении к президенту Владимиру Путина Коалиция киоскеров. Увеличение акцизов на сигареты с 7,8 рубля до 78 рублей с каждой пачки к 2015 году, как предусматривает правительственный законопроект, по мнению специалистов Международного центра по налогам и сборам (ITIC), уведет в тень 35% табачного рынка. Сегодня в России продается около 400 млрд сигарет в год почти на $15 млрд, теневой оборот, по оценкам производителей и оптовиков, не превышает 1%. Кто заработает на увеличении «теневой доли»?
На самом деле нелегальная торговля табаком уже сейчас достигла большого масштаба. В Таможенном союзе акцизные ставки еще не выравнены (не гармонизированы, как говорится в правительственных документах), что дает много возможностей для заработка. В Белоруссии и Казахстане, где так же, как и в России, производятся марки международных табачных гигантов, акцизы на сигареты примерно на 50% ниже российских. Интернет переполнен предложениями о продаже любых партий сигарет с белорусскими и казахскими акцизными марками с доставкой по России. За несколько минут корреспондент Forbes договорился о покупке в Москве нескольких коробов с сигаретами Kent белорусского производства по цене 36 рублей за пачку. Аналогичные сигареты из Казахстана с учетом доставки стоили чуть дороже — 40 рублей за пачку, что все равно на 20 рублей дешевле пачки сигарет с российской акцизной маркой. Продавцы уверяют, что никаких рисков при торговле не возникает. Количественных ограничений по закупкам сигарет в Казахстане и Белоруссии нет, отсутствуют запреты и на их перемещение в рамках Таможенного союза. «Запрещена только реализация, — объясняет продавец белорусских сигарет Сергей. — Но, во-первых, кто будет выслеживать челноков и ловить их при передаче денег? Во-вторых, можно придумать множество схем по обходу запрета с помощью интернета или подарочных наборов». Помощник генерального директора Гродненской фабрики «Неман» Дмитрий Чугай вспоминает лишь несколько заказов на продукцию его фабрики из России: «Процесс сложный. Им надо решить вопрос с русскими акцизными марками, прислать нам, мы их наклеим и только тогда отправим». Гораздо проще, конечно, купить у белорусских оптовиков, в их дела фабрика не вмешивается. В этом году предприятие увеличило производство на 6%.
Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции МВД Белоруссии оценивает нелегальный вывоз сигарет из республики в $690 млн в год. До последнего времени основным направлением контрабанды были страны ЕС, но сейчас идет переориентация потоков на Россию. В Белоруссии производится около 30 млрд сигарет в год (столько же в Казахстане), емкость внутреннего рынка оценивается в 17–20 млрд штук. Увеличить мощности при растущем спросе табачным фабрикам проблем не составит.
«С апреля мы чувствуем присутствие контрабандных сигарет на рынке: у легальных торговцев снижаются обороты, — рассказывает Олег Смирнов, основатель компании СНС — единого дистрибьютора British American Tobacco в России. — А с лета мы просто видим белорусские сигареты в открытой продаже на территории Дагестана. Осенью в республике появились уже и собственные белорусские бренды».
По оценкам СНС, в сопредельных с Белоруссией регионах доля контрафакта сейчас составляет 2%, на Северном Кавказе — 15%, в Дагестане на белорусские сигареты приходится уже 30% рынка. «Причем еще полгода назад контрабанды не было, — удивляется Смирнов. — С апреля по ноябрь в СКФО контрафакт вырос практически с нуля до 15%».
Рано или поздно акцизы в Таможенном союзе гармонизируют. Кто получит от этого выгоду?
С повышением цен люди перейдут на более дешевые сигареты, замечает Андрей Стерлин, основатель исследовательского агентства «Бизнес-Аналитика». На некогда закрытых из-за падения спроса на дешевые сигареты фабриках появятся возможности для возобновления их производства. С десятикратным ростом акцизов многократно возрастет и привлекательность производства контрафакта.
По данным ассоциации «Табакпром», после многочисленных банкротств табачных производителей в России в различном техническом состоянии находится оборудование общей мощностью производства 140 млрд сигарет в год, реальные возможности для производства контрафакта оцениваются «Табакпромом» в 70–80 млрд сигарет в год.
«В стране было больше 20 региональных фабрик, не знаю, в каком они сейчас состоянии, но незадействованные мощности на них действительно есть», — говорит Андрей Стерлин.
Отличным примером возрождения регионального табачного производства является «Балтийская табачная фабрика». Бывший табачный дистрибьютор Владимир Казаков купил разорившуюся фабрику в Калининграде в 1999 году. «Каждый год мы увеличиваем производство на полмиллиарда сигарет, в этом году сделаем 6,2 млрд, а в следующем — уже 7 млрд. Проблема в том, что мы не можем удовлетворить спрос, у нас уже нет производственных площадей», — рассказывал Казаков в интервью газете «Коммерсантъ».
В 2012 году, по словам Казакова, фабрика произвела 7 млрд сигарет, но многие в этом сомневаются — например, литовские таможенники уверены, что фабрика производит 12 млрд сигарет в год. В 2008 году на сайте газеты The Guardian была размещена скрытая съемка журналистов, которые под видом контрабандистов закупали на «Балтийской табачной фабрике» сигареты Jin Ling по 20 центов за пачку. Некогда китайская, а теперь калининградская марка стала излюбленным товаром контрабандистов. В Германии, как сообщала Deutsche Welle в 2008 году, каждая вторая конфискованная немецкой таможней пачка сигарет была Jin Ling. Продажи этой официально не поставляющейся в страну марки заняли восьмое место, обогнав Camel.
Летом 2011 года в докладе Европейского агентства по борьбе с мошенничеством (OLAF) отмечался устойчивый рост контрабанды Jin Ling в ЕС начиная с 2005 года, ежегодные потери европейской казны эксперты оценили в €700 млн.
«Есть какой-то переток нашей продукции через границу, но не такой масштабный, конечно, — говорит Владимир Казаков. — И за 20 центов у нас пачку сигарет не купить, самые дешевые стоят в три раза дороже».
«Формально ему предъявить нечего, — комментирует представитель одной из международных табачных компаний. — Он производитель, а куда повезут его товар, не его дело, будет выгодно в Россию — повезут в Россию». Можно не сомневаться, что с увеличением акцизов умение Казакова производить сигареты по сверхнизким ценам будет на российском рынке все больше и больше востребовано.