

Обыски в Hermitage
В 2007 году в российском филиале инвестиционного фонда Hermitage Capital Management (основанном Уильямом Браудером) и обслуживавшей его консалтинговой компании Firestone Duncan (аудитором в которой работал Сергей Магнитский) были проведены обыски по подозрению в создании фондом схемы уклонения от налогов при помощи сети дочерних организаций. В ходе обысков были изъяты документы, компьютерные данные и печати трех российских организаций фонда Браудера. Сразу после обысков фонд продал все свои российские активы.
По версии следствия, дочерними компаниями фонда незаконно покупались акции стратегических российских предприятий, в том числе «Газпрома», «Сургутнефтегаза» и «Роснефти». В свою очередь представители Hermitage объявили, что МВД осуществило рейдерский захват трех ее дочерних компаний, воспользовавшись изъятыми в ходе обыска печатями и документами.
Магнитский разоблачил коррупцию в правоохранительных органах
После обысков 2007 года Магнитский начал независимое расследование с целью защиты интересов инвестиционного фонда и выяснил, что 5,4 млрл рублей налогов, уплаченных захваченными дочерними компаниями Hermitage, были изъяты из российской казны преступниками как «излишне уплаченные». Магнитский дал показания, в рамках которых сообщил, что сотрудники правоохранительных органов незаконно завладели движимым имуществом Hermitage.
Магнитский арестован по делу Hermitage
Несмотря на это в 2008 году Браудеру и управляющему российским отделением Hermitage Ивану Черкасову заочно были предъявлены обвинения в неуплате налогов. Они были объявлены в международный розыск. 27 ноября 2008 года Магнитский был арестован по делу Hermitage. Ему инкриминировалось содействие фонду в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. В качестве меры пресечения Магнитскому было применено заключение под стражу.
У Магнитского начались проблемы со здоровьем
Магнитский был помещен в следственный изолятор номер 5, где в течение пяти месяцев его несколько раз переводили из одной камеры в другую. В апреле 2009 года он был переведен в следственный изолятор «Матросская тишина». В июле того же года у него начались проблемы со здоровьем – ему был поставлен диагноз «калькулезный холецистит», врачи также обнаружили у него камни в желчном пузыре. В конце июля Магнитского перевели в Бутырский следственный изолятор, в котором его состояние еще больше ухудшилось, в том числе, из-за отсутствия больницы при СИЗО.
Магнитский заявил о невыносимых условиях содержания
В ходе заключения Магнитский и его адвокаты отправили более 450 жалоб на плохие условия содержания и отсутствие должной медицинской помощи, в частности юрист жаловался, что ему не передавали лекарства, которые приносила ему мать и т.д. 3 октября 2009 года Магнитский подал жалобу о том, что с ведома следствия ему создаются невыносимые условия содержания, повторно заявив о мошеннической схеме по «возврату налогов» и назвав фамилии причастных к этому сотрудников милиции. Магнитский назвал дело против него «местью» правоохранительных органов за найденные им свидетельства коррупции. Он также сообщил, что следствие предлагало ему сделку: освобождение или условный срок за показания против Браудера.
Магнитский скончался в госпитале при СИЗО
13 ноября 2009 года Тверской суд Москвы отказал Магнитскому в замене меры пресечения,оставив его в СИЗО. При этом, как выяснилось позже, судом не были учтены жалобы Магнитского о плохом самочувствии. 16 ноября состояние юриста ухудшилось. Вконце дня он был доставлен в госпиталь при СИЗО «Матросская тишина», где ему был поставлен диагноз «панкреатит». Однако, сославшись на неадекватное поведение Магнитского, врачи вызвали ему психиатров, которые приковали юриста к креслу. Ему не была проведена срочная операция, и уже в 21:50 врачи засвидетельствовали смерть от разрыва поджелудочной железы в результате панкреонекроза. Однако позже следствие заявило, что Магнитский умер от сердечного приступа.
Началось расследование смерти Магнитского
24 ноября 2009 года председатель совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым попросила разобраться с обстоятельствами гибели юриста. 28 декабря 2009 года Общественная комиссия по контролю за обеспечением прав заключенных опубликовала доклад с выводом о том, что к смерти юриста привело «создание бесчеловечных, унижающих человеческое достоинство, сравнимых, по сути, с пытками, условий содержания». Следственным комитетом при прокуратуре были возбуждены уголовные дела по статьям «неоказание помощи больному» и «халатность». По итогам служебного расследования, глава Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер отправил 11 декабря 2009 года в отставку главу московского управления ФСИН Владимира Давыдова и начальника Бутырского следственного изолятора Вадима Магомедова.
Основные фигуранты дела Магнитского
Павел Карпов, бывший следователь Главного следственного управления ГУВД Москвы (на фото)
Уильям Браудер и Джемисон Файерстоун утверждают, что Карпов является одним из участников группировки силовиков, укравшей из российского бюджета более 5 млрд рублей. Для этого хищения якобы были использованы документы и печати, изъятые во время обыска в Firestone Duncan в рамках расследования дела об уклонении от уплаты налогов, обвиняемым по которому является Браудер. Именно с попытками Сергея Магнитского разоблачить это хищение в фонде и связывают арест аудитора, скончавшегося впоследствии в СИЗО. Кроме того, Файерстоун утверждает, что за то время, когда Карпов расследовал дело против Магнитского, он приобрел имущество на $1,5 млн при официальной зарплате $533 в месяц.
Карпов попал в скандально известный «список Магнитского», в результате чего ему запрещен въезд в США. В списке чиновников, причастных к коррупции и гибели Сергея Магнитского, составленном Хельсинкской комиссией США, он указан под номером 21.
Летом 2012 года Карпов уволился из МВД и подал иск в Высокий суд Лондона к Файерстоуну, который был одним из руководителей фирмы Firestone Duncan, где работал Сергей Магнитский. Подполковник требует возместить ущерб, нанесенный ему, как он утверждает, «голословными утверждениями», опубликованными в интернете.
Артём Кузнецов, бывший сотрудник Управления по борьбе с налоговыми преступлениями ГУВД Москвы
Напарник Карпова, подполковник милиции Артема Кузнецов обвиняется фондом Hermitage в том, что он сфабриковал дело против Магнитского и занимал ключевую роль в хищении денег из российского бюджета. Файерстоун утверждает, что за последние 3 года семья Кузнецова потратила около $3 млн на покупку движимого и недвижимого имущества, притом, что зарплата самого Кузнецова составляла всего $850 в рублевом эквиваленте.
Виктор Гринь, заместитель генерального прокурора Российской Федерации
Заместитель генерального прокурора Виктор Гринь попал в скандальный «список Магнитского», составленный властями США. При этом указывалось, что Гринь отменил расследование действий сотрудников МВД, изобличенных Магнитским в причастности к хищению 5,4 млрд рублей бюджетных средств, и санкционировал уголовное преследование Сергея Магнитского.
Ольга Степанова, бывшая начальник столичной налоговой инспекции №28 ФНС Москвы
Представители Hermitage утверждают, что налоговый инспектор Степанова в 2007 году одобрила возврат из госбюджета средств, перечисленных в виде налогов компаниями фонда Hermitage, которые он якобы переплатил. Впоследствии деньги были перечислены на подставные банковские счета, и часть из них осела на собственных счетах организаторов финансовой махинации в швейцарском банке. В частности, по данным фонда, спустя месяц на счета в Credit Suisse, принадлежащие учрежденным мужем Степановой компаниям, поступили более $10 млн. Магнитский же, как сообщает Hermitage, вскрыл эту аферу и сообщил о ней российским следственным органам. Но в итоге сам был арестован. В апреле 2011 года прокуратура Швейцарии возбудила уголовное дело в отношении Степановой по фактам отмывания денег через швейцарские банки.
Дмитрий Клюев, российский предприниматель, бывший владелец «Универсального банка сбережений»
Инвестор Билл Браудер и его фонд Hermitage обвиняют Клюева в том, что он использовал фирмы Hermitage, чтобы похитить у российского государства 5,4 млрд рублей, а раскрывший преступную схему юрист Сергей Магнитский был арестован и замучен в тюрьме. По данным фонда Клюев был в центре «организованной преступной группы», как владелец «Универсального банка сбережений». Именно на счета УБС уходили из бюджета налоги, которые были возвращены похищенным у Hermitage фирмам, на общую сумму 5,4 млрд рублей.
После выдвинутых в его адрес обвинений Клюев дал интервью «Ведомостям», в котором отверг все обвинения в свой адрес, высказав мысль, что смерть Магнитского была выгодна именно фонду Hermitage и его основателю и гендиректору Уильяму Браудеру. По его мнению, тот, «кто совершает убийство, никогда не ворует деньги».
Дмитрий Кратов, экс-замначальника СИЗО «Бутырка»
Кратов обвиняется по статье «халатность» в связи с гибелью юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. В сентябре 2012 года Тверской суд Москвы приступил к рассмотрению дела против Кратова. По мнению обвинения, Кратов не организовал диагностических и профилактических мероприятий для Магнитского, не контролировал их осуществление, хотя он имел доступ к сведениям о состоянии его здоровья и был обязан выполнять свою работу. Прокуратура считает, что Кратов проявил «халатность» и «небрежное отношение к службе», что привело к смерти Магнитского.
Лариса Литвинова, начальник медицинского отделения СИЗО «Бутырка»
Литвиновой, занимавшая в 2009 году должность врача-лаборанта «Бутырки», было предъявлено обвинение в совершении преступления, по статье «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Литвинова была лечащим врачом Магнитского в СИЗО. 7 октября 2009 года, когда Магнитский обратился с жалобами на острую боль в области живота, она поставила ему неправильный диагноз, выписав юриста из стационара, что усугубило его состояние и в последствие привело к смерти. В апреле 2012 года Следственный комитет прекратил уголовное преследование врача Ларисы Литвиновой в связи с истечением срока давности.
60 российским чиновникам запрещен въезд вСША
В апреле 2010 года Комиссия США по безопасности и сотрудничеству в Европе во главе с сенатором Бенджамином Кардином направила в Госдепартамент США письмо с просьбой запретить въезд в страну 60 российским судьям и силовикам, причастным к гибели Магнитского. В мае 2010 года Комитет по иностранным делам сената США поддержал инициативу Кардина и одобрил предложение возглавляемой им Комиссии.
В Конгресс США внесен «закон Магнитского»
В сентябре 2010 года в Конгресс США был внесен законопроект, предусматривавший запрет на въезд в США и проведение финансовых операций в этой стране для всех фигурантов «списка Магнитского». В декабре того же года Европарламент одобрил резолюцию, рекомендовавшую правительствам европейских стран ввести против российских чиновников, упомянутых в списке, визовые и финансовые санкции. В июле 2012 года аналогичная резолюция была принята Парламентской ассамблеей ОБСЕ. В свою очередь, президент России Владимир Путин заявил, что в случае принятия в США «закона Магнитского» Россия примет ответные меры, введя ограничения на въезд в Россию для ряда американцев.
В Москве начался процесс по делу о смерти Магнитского
В сентябре 2012 года Тверской суд Москвы приступил к рассмотрению дела против бывшего замначальника СИЗО «Бутырка» Дмитрия Кратова (на фото). Кратов обвиняется по статье «халатность».
По мнению обвинения, Кратов не организовал диагностических и профилактических мероприятий для Магнитского, не контролировал их осуществление, хотя имел доступ к сведениям о состоянии его здоровья и был обязан выполнять свою работу. Прокуратура считает, что Кратов проявил «халатность» и «небрежное отношение к службе», что привело к смерти Магнитского.
По данным обвинения, 7 октября 2009 года Магнитский обратился с жалобами на острую боль в области живота, межреберную боль. Кратов поручил осуществление его лечения врачу Литвиновой, которая по образованию врач-гигиенист, эпидемиолог и не имела профессиональных навыков для оказания медпомощи Магнитскому. В результате Литвинова установила неправильный диагноз, не назначила необходимых процедур и выписала Магнитского из стационара.
В то же время, Кратов свою вину не признает и считает, что обвинение ему предъявлено необоснованно. По его словам, на тот момент в его распоряжении было всего 17 медработников и обвинения надо предъявлять медикам СИЗО «Матросская тишина», где Магнитскому оказывали помощь.
«Закон Магнитского» объединен с отменой поправки Джексона-Вэника
14 ноября 2012 года Комитет по регламенту Палаты представителей Конгресса США рекомендовал принять объединенный законопроект, который увязывает отмену поправки Джексона-Вэника с введением санкций против российских чиновников из «списка Магнитского». Голосование по документу состоится в четверг, 15 ноября. В случае, если это предложениебудет одобрено, объединенный законопроект будет вынесен на голосование Палаты представителей в пятницу, 16 ноября.