Клубок неуникальных проблем. Способна ли Россия понимать уроки истории?
(Максим Трудолюбов. Я и моя страна: общее дело. Московская школа политических исследований, 2011. 146 стр).
Почему жить и вести бизнес в России так некомфортно? Дикие показатели насильственной смертности, взятки и коррупция; 120-е место в рейтинге Doing Business по легкости ведения бизнеса, долгие часы московских пробок, даже зима на полгода — все эти разрозненные факты и впечатления складываются в серый калейдоскоп современной России. Но почему каждый его элемент неразрывно связан со всеми остальными? Максим Трудолюбов, редактор раздела «Мнения и комментарии» газеты «Ведомости», ищет эти взаимосвязи в книге «Я и моя страна: общее дело».
Границы поисков не ограничены местом и временем. Вот предметом внимания автора становится кровавая и турбулентная русская история, счета которой до сих пор не закрыты. «Признавая ценность всего того, что построено и создано в советские годы, нужно, конечно, помнить о непозволительной цене этого наследия… Великий перелом не был бесплатным — это был заем у будущих поколений. Этот счет, предъявленный нам и в форме коррупции, мы оплачиваем до сих пор». Нынешнее поколение и власть не только платят по старым долгам, но и делают новые, считает автор. «Молодым, тем, кто учится в школе и ходит в детские сады, со временем будет еще труднее… Бюджет и работающие на него молодые люди попадают во все большую зависимость от сырья. По расчетам Всемирного банка наращивание расходов за счет нефтегазовых доходов может привести к тому, что через 30 лет чистый долг правительства достигнет 80% ВВП. Будущие поколения наказываются не только рублем. Коррупция и инвестиционный климат, определяемый рейдерами и милиционерами, не помогают бизнесу расти. А это плохой сигнал для будущего… Не обращая внимания на экологию сегодня, мы оставляем молодым огромные проблемы, которые трудно оценить…»
Максим Трудолюбов провел два года в Йельском и Гарвардском университетах, а за время работы в газете с 1999 года успел пообщаться со многими ведущими зарубежными учеными. Он часто встраивает российские проблемы в контекст глобальных экономических и общественно-социальных исследований. Взгляд на «проклятую» проблему собственности через призму работ лауреата Нобелевской премии Дугласа Норта или оценка влияния коррупции с помощью исследований Сьюзан Роуз-Аккерман позволяют увидеть в клубке российских проблем вполне преодолимые. Экономисты и государства решали и не такие сложные задачки, было бы желание общества и воля правительств.
Но главный объект многолетнего исследования Максима Трудолюбова отнюдь не экономика и не общество, а люди в перекрестке властной вертикали и горизонтали гражданского общества. Бюрократия, которая так и не стала профессиональной, зато эффективно отстаивает корпоративные интересы. «Власть в России — это игра на закрытых данных. Это битва за неопределенность, которая и есть настоящий товар, производимый властью…» Силовики с их «сочетанием палочной системы отчетности и сверхцентрализации власти». А по вертикали — «поколение скептиков, не верящих словам», те, кто лично выигрывает в маленьких карьерных проектах, но проигрывают на уровне выше, в стране, где нет доверия, из которой хочется уехать. Трудолюбов мрачен в анализе действительности, но отнюдь не пессимистичен в проектах будущего. Он надеется на разум элиты, на ее способность принимать сложные и непопулярные решения. Главное, не опаздывать с такими решениями, примеров чему «в русской истории множество».