Конкурент для Прохорова: как продюсер «Человека дождя» делает команду мечты в NBA
В матче против Orlando Magic совладелец Golden State Warriors Питер Губер не сводит глаз с мяча. Не с того мяча, что на игровой площадке, а с того, что передают один другому фанаты на самых верхних рядах стадиона Oracle Arena. Быстро движущийся луч прожектора стремится поспеть за мелькающим среди рук мячом, который в конце концов спустился с трибун и оказался у судьи, чтобы тот начал игру.
«Его ведь не видно, да?» — вскрикивает Губер в восторге от последней уловки, которую он привнес в Warriors. Трюк, конечно, банален, но работает. Трибуны ревут, хотя до полной распродажи мест немного не дотянули: это был бы шестой аншлаг в первых семи домашних играх. Сегодня Warriors проиграют, но Губер, многоопытный импресарио в сфере развлечений, который занимался всем — от фильмов до руководства бейсбольным клубом из низшей лиги, — устраивает очень хорошее шоу.
Прошло 14 месяцев с тех пор, как Губер и его партнер — венчурный капиталист Джо Лейкоб — создали инвестиционный пул, выкупивший многострадальный клуб Golden State Warriors у телевизионного магната Криса Коэна за $450 млн. Это рекордная сумма, заплаченная за франшизу NBA без собственной арены. Партнеры заполучили клуб только после аукционной войны с главой Oracle Ларри Эллисоном. То, что пятый номер в списке богатейших людей мира и преданный поклонник Warriors не сделал еще один шаг, чтобы любимая команда досталась ему, было воспринято как знак: Губер и Лейкоб серьезно переплатили за клуб со средними доходами.
Но партнеры следовали классическому принципу успеха в недвижимости — купили худшее в лучшем районе. «Вы на «горячем» рынке, где много денег и много технокомпаний, — говорит Лейкоб. — Люди понимают, что эта команда была неэффективным активом. Если она станет играть лучше, она будет стоить гораздо больше». Цифры подкрепляют его мнение: несмотря на комическую неумелость (у команды было всего 2 чемпионства и один плей-офф за последние 17 лет), Warriors поднялись на 4 позиции и заняли 8-е место в рейтинге самых дорогих команд NBA. Но и это не предел. «Они могли бы быть одной из самых дорогих командой в NBA, — говорит Марк Ганис из SportCorp. — У них отличный спонсор и большой телевизионный рынок».
Собственники. Лейкоб и Губер — странная парочка владельцев. Лейкоб — продукт Кремниевой долины, серьезный ветеран с 25-летним стажем в Kleiner Perkins, который знает цену брендам и партнерствам. Владелец сезонного абонемента на протяжении 30 лет и бывший миноритарный акционер Boston Celtics, он тоже заражается азартом, сидя в первом ряду на каждой игре Warriors. «Дэвид Ли агрессивен!» — вопит он в притворном неверии во время первой четверти, когда форвард Warriors забросил 10 очков.
Как Лейкоб любит игру, так Губер, который лишь иногда приезжает из Лос-Анджелеса, любит шоу. Яркий экс-глава Sony Pictures, продюсер фильмов «Человек дождя» и «Бэтмен», и был тем креативным умом, стоящим за превращением Warriors в развлекательный продукт. Выглядящий бодро в свои 69 лет Губер через компанию Mandalay Entertainment владеет или управляет 5 бейсбольными командами из низшей лиги. Для него люди, проходящие через турникеты на арену, — это не фанаты, не клиенты и не гости. Они — аудитория. «Впечатление начинает складываться еще на парковке, — Губер рассказывает об улучшенной системе обслуживания и 191 точке Wi-Fi, разбросанных по всей арене. — Есть сомнения в победе, но в качестве обслуживания сомнений нет».
Доходы. Новые владельцы пришли в очень удачный период. Расходы Warriors должны сократиться благодаря новому коллективному соглашению NBA. Клуб уже урезал платежную ведомость где-то на $8 млн по сравнению с прошлым сезоном. Тем временем Лейкобу удалось быстро увеличить выручку за счет возобновления контракта с местным кабельным каналом Comcast SportsNet. По соглашению Warriors авансом получили $50 млн, а ежегодная плата за права на телетрансляции почти утроилась — с $9 млн до более $25 млн. Договор между Warriors и Comcast подписан на 18 лет с условием периодического пересмотра.
С чего вдруг команде, которая показывала паршивые результаты со времен первого срока Билла Клинтона, так повезло с кабельным телевидением? Во-первых, спасибо TiVo — цифровому устройству, позволяющему пропускать рекламу в записи. Спортивные трансляции остаются одними из немногих телевизионных программ, которые почти всегда смотрят вживую, а значит, зрители не пропускают рекламу: как следствие, спорт обходится телевидению и рекламодателям значительно дороже. Во-вторых, вместо того чтобы строить собственную сеть, Лейкоб решил остаться с Comcast, которая ухватилась за шанс заключить долгосрочную сделку с Warriors, ведь в регионе, кроме них, есть еще всего одна команда — в зимнем виде спорта.
Арена. Warriors всегда собирали достаточно зрителей, несмотря на устаревшее здание, при этом делая ставку на дешевые билеты. В прошлом году, согласно Team Marketing Report, цены на их игры были на 9-м месте среди самых дешевых в лиге, хотя Warriors работают на богатейшем и при этом шестом по величине рынке в NBA. Ремонт 1997 года практически не преобразил построенный в 1960-х комплекс Oracle Arena, расположенный в унылой части Окленда.
Проекты строительства новых комплексов не так легко продвинуть в Калифорнии, где бюджетных средств не хватает, а политики прислушиваются к мнению местных сообществ. Хотя штат может похвастать несколькими современными спортивными площадками (AT&T Park в Сан-Франциско, Petco Park в Сан-Диего и Staples Center в Лос-Анджелесе), семь местных команд до сих пор играют на стадионах полувековой давности.
Ведя переговоры с мэрами Сан-Франциско и Окленда в поисках лучшего варианта, Лейкоб осознает, что Калифорния «возможно, самое сложное для строительства место во всей стране, так как у штата масса проблем». Он сразу признает преимущество за Сан-Франциско, упомянув район AT&T Park и окрестностей, который бурно развивается благодаря фирмам вроде Salesforce.com и Twitter. Но Лейкоб понимает, что в конечном счете ему придется все решать самому. «С моей стороны было бы нечестно сидеть здесь и рассказывать, что я ожидаю больших поступлений из бюджета», — говорит он. Есть еще одна проблема: в Сан-Франциско очень дорого строить, и многофункциональный комплекс с ареной может легко обойтись в $1 млрд. В качестве альтернативы подешевле можно остаться на том же месте в Окленде, где не очень приятное впечатление от окрестностей в некоторой степени смягчается тем, что туда удобно добираться на поезде или по фривею.
Будущее. А пока Лейкоб и Губер занимаются проектами поменьше. Благодаря своим маркетинговым ходам они завоевали расположение фанатов — в отличие от Коэна, который прятался от прессы и общества все 16 лет, что владел клубом. Во время недавнего локаута Лейкоб и Губер заманивали покупателей сезонных абонементов, пообещав им добавить 5% к уплаченной сумме, если из-за локаута сезон не состоится, и гарантированное продление абонементов на следующий сезон без доплаты, если команда не сможет выйти в плей-офф. В результате продажи абонементов выросли на 1000 штук по сравнению с прошлым годом до 10 500.
Главная же проблема клуба — единственный выход в плей-офф за последние 17 лет. Команде, сформированной вокруг снайперов Монты Эллиса и Стивена Карри, не хватает франчайз-игрока вроде Кобе Брайанта, Дуайта Ховарда или Леброна Джеймса, чтобы стать претендентом на чемпионство.
Лейкоб смотрит, как суперзвезда Orlando Magic Дуайт Ховард в конце концов приводит свою команду к победе в мачте с Warriors, забросив 45 очков и сделав 23 подбора. Владелец Warriors может только мечтать о том, чтобы переманить доминирующего центрового лиги к себе. Правила NBA запрещают ему давать комментарии о слухе, что Ховард, у которого в этом году заканчивается контракт, может стать игроком Golden State Warriors (в числе других вариантов называют New Jersey Nets Михаила Прохорова). Впрочем, будет Ховард или кто-то другой франчайз-игроком, не так важно, Губер и Лейкоб считают своей главной задачей сделать клуб желанной целью для всех. «Это будет элитный рынок, место, куда будет стремиться попасть каждый игрок», — заключает Губер.