К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игорь Сечин — волнорез приватизации

фото Photoxpress
фото Photoxpress
Благодаря вице-премьеру идея ухода государства из экономики, которая стала рефреном четырехлетки Медведева, так и не была реализована

«Для того чтобы научиться летать, не стоит сразу прыгать вниз головой с обрыва», — описывал мне философию Игоря Сечина один из его сподвижников. Сейчас многие пытаются выдать приватизацию за самоцель, а надо подходить к делу последовательно, объяснял он: рынок волатильный, и есть множество желающих погреть руки на государственной собственности.

Интересно следить за тем, как громкие инициативы по снижению роли государства в экономике нивелируются кропотливыми попытками вице-премьера не дать стране сорваться с обрыва. Каждый раз, когда государство, верное обещаниям Дмитрия Медведева приватизировать государственную собственность, выставляет на продажу очередной актив, Игорь Сечин достает лист бумаги и начинает писать письмо.

Летом Игорь Шувалов вписал в очередь на приватизацию государственный пакет «Роснефти». Через несколько месяцев Игорь Сечин написал премьеру, что компании, стоящие в очереди на продажу в 2011-2013 годах, нельзя отдавать по цене ниже размещения. Его предложение, говорят чиновники, прошло по меньшей мере в случае с «Роснефтью».

 

В другом письме — от 29 декабря — Сечин писал премьеру, что приватизацию «Транснефти» тоже стоит отложить на неопределенный срок, а «Зарубежнефть» и вовсе не продавать, так как она не сможет в таком случае выполнять свои функции.

Сегодня стал известен еще один эпизод ползучей борьбы с приватизацией — письмо Сечина (его сегодня цитируют «Ведомости» и «Коммерсант») о продаже «Роснефти» актива, который мог бы заинтересовать инвестора — Новороссийский морской торговый порт. Понятно, что продажа госпакета госкомпании — это никакая не приватизация. 20% НМТП просто перейдет из ведения одного вице-премьера к другому. Язык не поворачивается назвать это рыночной процедурой. Тем более что конкурентов у госкомпании не будет, а значит, не будет повышена цена.

 

Новороссийский морской торговый порт — жертва правительственных инициатив. Что с ним делать, чиновники не понимают уже много лет. Продать государственную долю правительство хотело еще шесть лет назад, но вместо этого порт включили в список стратегических предприятий, не подлежащих продаже. С тех пор чиновники еще несколько раз планировали расстаться с портом, но каждый раз откладывали. В 2008 году его исключили из списка стратегических активов и снова поставили в план на продажу.

Зачем «Роснефти» блокпакет порта, больше половины которого уже сейчас принадлежит «Транснефти» совместно с группой «Сумма»? Тем более что на перевалке нефти он специализируется только частично, а помимо этого переваливает сахар-сырец, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и зерно. Получается, что идея Сечина противоречит генеральной линии сразу по двум направлениям: предполагается, что правительство должно продавать активы частным инвесторам, а госкомпании — избавляться от непрофильных активов.

Еще одно знаменитое письмо Сечина Путину было посвящено борьбе с коррупцией в энергетической отрасли. Интересно, что весь скандал с увольнениями топ-менеджеров и раскрытием конечных бенефициаров, напомнивший премьеру о том, как неэффективны компании отрасли, разгорелся в разгар очередного витка борьбы «Газпромэнерго» за покупку «КЭС-Холдинга», которую — через противодействие ФАС — продвигает Сечин.

 

Считается, что инициатива Путина с выкупом акций ВТБ была экспромтом, однако трудно избавиться от ощущения, что она очень хорошо вписывается в основную канву сечинской политики. ВТБ тоже стоит в планах на приватизацию.

Благодаря вице-премьеру-волнорезу идея, которая стала рефреном четырехлетки Медведева, так фактически и не была реализована. В 2010 году президент вычеркнул из списка стратегических обществ 238 предприятий (из 458). Многие из этих предприятий были либо ликвидированы, либо на грани банкротства, но даже инвестиционно привлекательные компании так до сих пор и не проданы. Замена чиновников на менеджеров в советах директоров стала в большинстве случаев декорацией. Например, в «Роснефть» вместо Сечина пришел менеджер со стажем — выпускник Высшего погранучилища СССР генерал-полковник Сергей Шишин, лично выбранный профильным вице премьером.

Экономисты могут сколько угодно говорить о неэффективности компаний в государственной собственности, первый вице-премьер Шувалов —составлять списки на приватизацию, а президент Медведев — обещать с высоких трибун, что государство уйдет из экономики, но это едва ли произойдет, пока Игорь Сечин стоит на краю пропасти и держит в руках перо.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+