О назначенной налоговой проверке с целью выяснения, уплачены ли налоги с крупной денежной суммы, обнаруженной в квартире Ксении Собчак при проведении обысков по делу о массовых беспорядках на Болотной площади, стало известно еще 12 июня. У Собчак было обнаружено более €1 млн, $480 000 и 480 000 рублей (всего около 57 млн в рублевом эквиваленте).
Следует отметить, что инициирование налоговых проверок в отношении «проблемных» персон применялось в России и ранее. Самым известным является первое уголовное дело Михаила Ходорковского, который обвинялся, помимо прочего, и в уклонении от уплаты налогов. Хотя «патент» на подобные методы борьбы с неугодными лицами все-таки принадлежит американцам, которые еще в 1931 году упрятали за решетку на десять лет Аль Капоне как раз за неуплату налогов.
Налоговая проверка в отношении Собчак вряд ли будет иметь такие же печальные последствия и вероятнее всего закончится доначислением налогов, пеней и штрафов. В случае добровольной уплаты финансовых претензий налоговиков привлечь Собчак к уголовной ответственности не получится, поэтому действия налоговых и правоохранительных органов вероятнее всего будут направлены на максимально возможное доначисление налогов по результатам камеральной налоговой проверки.
Физлица и индивидуальные предприниматели несут ответственность по статье 198 УК РФ за уклонение от уплаты налогов в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размере. Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах трех лет подряд более 600 000 рублей, при условии что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм либо превышает 1,8 млн рублей. Особо крупный размер — более 3 млн рублей, при условии что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм. В ситуации с Собчак уклонение от уплаты налогов, вероятнее всего, будет квалифицировано по ч. 2 ст.198 УК. Она предполагает до трех лет лишения свободы. Но статья содержит примечание: лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если полностью внесло все платежи. Так что избежать уголовной ответственности Ксения Собчак, очевидно, может.
18 июня Следственный комитет дополнительно сообщил о получении промежуточного ответа из налоговых органов, в соответствии с которым назначена и проводится камеральная налоговая проверка представленной 2 мая Ксенией Собчак декларации о доходах за 2011 год.
Это сообщение вызвало замешательство среди экспертов: ведь в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится после подачи налоговой декларации по умолчанию, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Как правило, в «штатном» режиме проходит формальная арифметическая проверка данных налоговой декларации, их сравнение с предыдущей отчетностью и иной информацией, имеющейся у налоговой инспекции.
Более серьезные проверки осуществляются лишь в некоторых случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ. Например, особое внимание уделяется проверке налоговых деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога. Не связанные с возмещением НДС или получением вычетов по другим налогам камеральные налоговые проверки в подавляющем большинстве случаев носят формальный характер. Но, очевидно, для Ксении Собчак будет сделано исключение и ее декларацию проверят с особой тщательностью, не исключено проведение допросов свидетелей и различных экспертиз.
Максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки — 3 месяца со дня представления налоговой декларации, но в данной ситуации есть большая вероятность, что проверка пройдет быстрее.
В случае установления факта сокрытия полученных в 2011 году доходов по результатам проверки будет составлен акт, в котором будут указаны выявленные нарушения. После чего Ксения Собчак сможет предоставить свои возражения, с учетом которых будет выноситься итоговое решение по камеральной налоговой проверке.
Какими деньгами рискует Ксения в самом худшем случае? Приблизительная сумма неуплаченного налога составит 13% (ставка НДФЛ) от 57 млн рублей, т. е. примерно 7,41 млн рублей. Штраф за неуплату налога — 20% от суммы недоимки, это еще примерно 1,48 млн рублей. Кроме того, могут быть начислены пени в процентах от неуплаченного налога из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (не больше 720 000 рублей за год). Итого риск Ксении Собчак от общения со следователями составляет немногим менее 10 млн рублей.
После проведенного у нее дома обыска Собчак заявила, что она честно заработала изъятые у нее деньги. При этом известно, что Собчак давно зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), позволяющую выплачивать 6% с полученных доходов. О применении УСН Собчак рассказала еще в 2009 году в программе Олега Тинькова «Бизнес-Секреты».
Но такая система может применяться, только если годовая выручка не превышает 60 млн рублей, и при расчете возможного чистого заработка необходимо вычесть налоги и понесенные за год траты. Учитывая, что при обыске в квартире Собчак изъяли наличными приблизительно 57 млн в рублевом эквиваленте, у налоговых органов имеются основания предполагать, что Собчак превысила установленный лимит и наверняка утратила право на применение УСН.
Налоговики могут к тому же вспомнить красивое заявление для глянцевых журналов, сделанное Ксенией Собчак в начале 2011 года: «В прошлом году я заработала $2,5 млн, купила таунхаус, где делаю гардеробную в 80 метров, и участвовала в пяти телевизионных проектах. Моя талия — 58 сантиметров. Я написала книгу, ставшую бестселлером, и снялась в кино...»
Учитывая, что в 2010 году курс доллара ни разу не опускался ниже 28 рублей, легко установить, что доход Собчак, с ее же слов, превышал установленный лимит для УСН (28*2,5 млн = 70 млн рублей).
В целом перспективы Ксении Собчак не выглядят радужными, учитывая, что проведенные у других оппозиционеров обыски оказались достаточно «скучными» и ни к каким сенсациям, дискредитирующим оппозицию, не привели. Поэтому ситуацию с миллионами Собчак, возможно, будут «дожимать» до последнего.